За 70 лет «Феррари» прошла путь от небольшой гоночной команды, продвигающей пилотов и содержащей одну-две машины, до производителя премиальных спорткаров. Причем все дорожные авто, которые производит итальянская компания, настолько круты, что могут участвовать в гонках (и регулярно участвуют).
Выбрать из полусотни потрясающих машин всего десять оказалось невероятно сложно, но мы постарались уделить внимание главным шедеврам.
250 TR
Самая титулованная версия первого коммерчески успешного автомобиля марки получила название Testa Rossa («Красная голова» в переводе с итальянского) за соответствующий цвет двенадцати цилиндров, которые формировали мощный двигатель в 300 л.с.
Модель произвела фурор не только на потребительском рынке, но и в автогонках — победы на марафонах «24 часа Ле-Мана» (1958, 1960, 1961) и «Себринга» (1958, 1959, 1961, 1962). Всего итальянцы произвели 19 моделей для продажи и две боевые — неудивительно, что одна из них ушла с молотка на аукционе 2011 года за $17,5 млн (рекордная сумма за авто на тот момент).
Любого покупателя машины из этой линейки Энцо Феррари, основатель компании, одобрял лично (либо делегировал это право главе филиала по Северной Америке). Из гонщиков ее пилотировали легендарные Фил Хилл (чемпион «Формулы-1»), Вольфганг фон Трипс (погиб, лидируя в общем зачете «Формулы-1») и Оливер Гендебьен (четырехкратный победитель «Ле-Мана).
TestaRossa
Когда говорят о фирменном стиле «Ферарри», то часто подразумевают именно этот автомобиль. Забавно, но в момент выхода в 1984 году публика не приняла как раз новый дизайн — покупатели моделей итальянской марки привыкли к обтекаемым формам и были немного шокированы агрессивными острыми линиями TestaRossa.
Тем не менее, первую партию продали целиком (несмотря на стартовую цену в $180 000), а затем люди внезапно стали прочно ассоциировать «Феррари» именно с этим спорткаром. Дизайнерам удалось переломить восприятие марки в сознании людей, благодаря чему TestaRossa стала самой коммерчески успешной моделью на тот момент (продано около тысячи экземпляров различных модификаций и комплектаций).
Название машины, конечно же, отсылает к известной модификации 250-й модели. Специально для заигрывания с ностальгией в новое авто тоже поставили двигатель с красными цилиндрами — одной из визитных карточек «Феррари». Но бренд «Теста Росса» больше не принадлежит итальянцам: недавно суд Дюссельдорфа постановил, что с момента последнего выпуска прошло достаточно времени и никаких планов о новой инкарнации модели не объявлялось — потому международное брендирование под «Феррари» отменили. После чего компания Autec поделилась планами на выпуск бритвы Testarossa в ярко-красной расцветке.
F40
Последняя модель, созданная при жизни Энцо Феррари, на момент выхода была самой быстрой серийной машиной (первой из них взяла барьер в 320 км/ч). Еще бы, с двигателем в 478 л.с. – таким и должен быть автомобиль, подготовленный специально к 40-летнему юбилею марки в 1987 году. Начальная стоимость равнялась $400 000, но, даже несмотря на экстраординарную дороговизну, компания выпустила 1315 экземпляров.
Изначально F40 не планировали выставлять в профессиональных гонках, но энтузиасты (среди которых были известнейшие пилоты вроде Жана Алези, Жана-Пьера Жабуи, Жака Лаффита и Харли Хейвуда) участвовали на ней в гонках IMSA в 1989 году и заняли два вторых и два третьих места. После этого F40 появилась в некоторых частных командах многочисленных серий GT и даже побеждала в «4 часах» Андрерстопа и Валлерунги.
Недаром сам Энцо на презентации модели описал ее как «воспоминание о тех временах, когда в будние дни вы могли свободно раскатывать на машине по городу, а в выходные — на ней же участвовать в гонках».
LaFerrari
Последний флагман итальянской марки. Вышел в 2013 году, и это настоящий гиперкар. Машина оснащена 12-цилиндровым двигателем мощностью 800 л.с. и двумя электромоторами, рекуперирующими энергию торможения еще на 163 л.с.
Да, в этом автомобиле, наконец, сошлись серийное производство (насколько это можно сказать про 500 выпущенных моделей) и технологии «Формулы-1» – ведь гибридная система представляет собой не что иное, как KERS, взятый у гоночных болидов «Феррари». Более того, в разработке управляемости и посадки машины принимали участие пилоты Скудерии Фернандо Алонсо и Фелипе и Масса. Так что цена в 1,3 млн евро полностью оправдана. Кстати, купить гиперкар могли только постоянные клиенты фирмы, на счету которых было не меньше пяти любых предыдущих моделей «Феррари».
Громкие характеристики остались не только на бумаге — LaFerrari установила лучшее время трека во Фьорано для серийных моделей марки, преодолев дистанцию за 1 минуту и 20 секунд. Предыдущий рекордсмен, F12 Berlinetta, осталась в трех секундах позади.
458 Italia
Одну из наиболее продуманных и аэродинамически эффективных дорожных машин выпустили в 2009 году. Суперкар первым из моделей «Феррари» получил восьмицилиндровый силовой агрегат с непосредственным впрыском топлива мощностью в 570 л.с., благодаря чему разгонялся до сотни быстрее трех с половиной секунд.
Но главная фишка авто заключалась в революционном аэродинамическом обвесе, который с ростом скорости эффективнее взаимодействовал с воздушным потоком. При достижении примерно 170 км/ч подвижные передние профили меняли положение и уменьшали лобовое сопротивление на носу, повышая прижимную силу. Также инновационные технологии, пришедшие из гонок, использовались для управляющей среды с новым типом руля и панели приборов. Тут наибольший вклад внес Михаэль Шумахер, который участвовал в разработке «Италии» с самого начала и до релиза автомобиля.
Конечно, модель с таким бэкграундом просто не могла не побеждать в спортивных заездах — 458-й покорились марафоны Ле-Мана (дважды), Себринга, Спа, Дубая и многих других в классах GT и GTE. На различных спортивных модификациях «Италии» провели 617 гонок, в которых добыли 103 поула и 104 первых места.
288 GTO
Этого монстра строили специально под «группу Б» – класс раллийных автомобилей, который разрешила ФИА, по сути, не выставив никаких ограничений (это чтобы подстегнуть гонку вооружений между концернами), кроме поставки более 200 машин одной модели в продажу. Энцо Феррари замахнулся на победу в новом классе и принял решение адаптировать успешную 308-ю (именно поэтому она и не попала в наш топ). Шасси и салон были практически одинаковыми, но над двигателем инженеры поработали как следует — из восьми цилиндров объемом всего 2,8 литра благодаря турбированию выжали целых 400 л.с. В результате 288 GTO первой из серийных машин преодолела 300 км/ч в 1984 году!
Но вот в гонках ей так и не довелось поучаствовать. Из-за смертельной аварии пилота Хенри Тойвонена и штурмана Серджио Кресто, выступавших как раз в «группе Б», ФИА быстренько прикрыла новый класс, и все 272 собранные модели новой машины остались на обычных дорогах. А Энцо Феррари сам подарил несколько моделей пилотам «Формулы-1» Микеле Альборето (вице-чемпион серии за «Феррари» в 1985 году), Кеке Росбергу (чемпион 1982 года, вообще не выступал за Скудерию) и Ники Лауде (2 титула — за «красных», третий — за «Макларен»).
500
В 1951 году «Альфа Ромео» лишилась господдержки и ушла из только что созданной «Формулы-1», несмотря на два чемпионских титула подряд. «Лянча» и «Мерседес» должны были прийти в серию только в 1954 году, и «Феррари» оказалась единственной заводской командой на стартовой решетке. Чтобы не отдавать победы «красным» без боя, Международная автомобильная федерация решила провести чемпионаты 1952-1953 годов по спецификациям «Формулы-2», объединив протоколы двух серий (обычно «Ф-2» стартовала в гонках одновременно с «Ф-1», просто результаты формировались отдельно).
Однако даже такие экстренные меры не помогли спасти серию от красного доминирования. Пилоты Скудерии на болиде «Феррари 500» выиграли 14 зачетных гонок из 19 (на счету одного Альберто Аскари, ставшего двукратным чемпионом мира, 11 побед), при этом три из них стали хет-триками (все места подиума). Секрет успеха заключался в оптимальном распределении веса и компактности шасси. А ведь, по слухам, двигатель машины из четырех цилиндров с мощностью в 175 л.с. конструктор Аурелио Лампреди спроектировал за один день.
«Феррари» — под номером 17, трасса в Гудвуде, 1954 год
FXX
Невероятно мощный прототип, построенный на базе Enzo (который именно поэтому и не попал в топ — FXX слишком крут). Вся начинка спорткара была доработана для участия в гонках и произведена для тест-дней «Феррари». Сама модель последовательно улучшалась с 2005 по 2007 годы и в конце концов получила крутой аэродинамический обвес, двенадцатицилиндровый двигатель с мощностью 789 л.с. (разгон до 100 км/ч за 2,44 с) – и установила рекорд во Фьорано в 1 минуту и 16 секунд.
Статистически FXX стала самой быстрой негоночной машиной итальянской марки, но она не учитывается в ранжире дорожных авто, потому что не ездит в гражданском порядке. Прокатиться на этом великолепии можно за $2,1 млн исключительно в специальные трековые дни, которые согласовываются с компанией. Она предоставляет авто (которые хранятся в техническом центре «Феррари»), команду механиков, техобслуживание и ставит на машину датчики, собирающие данные телеметрии, которые затем используют в дальнейших разработках. Всего произвели 29 FXX, которые продавали исключительно проверенным клиентам «Феррари». И лишь 30-ю в виде исключения подарили Михаэлю Шумахеру по случаю первого завершения карьеры в «Формуле-1» в 2006 году.
275 GTS/GTB
Машина, построенная для класса Гран-Туризмо в 1964 году всего в четырех экземплярах — прототип и три «продакшн»-модели. Вот только для омологирования машины как GT необходимо было выпустить минимум сотню экземпляров, а Энцо Феррари не хотел терять эксклюзивность и уперся. С таким количеством авто уже трудновато было провернуть историю, похожую на присвоение нужного статуса модели 250 GTО (когда работники Скудерии перегоняли 39 машин во время экскурсии делегации ФИА по фабрике, чтобы запутать функционеров), и несгибаемый итальянец приступил к шантажу. Он пригрозил уйти из любых гоночных серий вообще, если Международная автомобильная федерация не пойдет на уступки. В результате Энцо получил нужную ему лицензию, довыпустил еще 12 штук для следующего сезона и презентовал несколько различных модификаций модели, чтобы попасть в необходимое для GT количество машин.
В 1966 году версия этой «Феррари» с облегченным шасси проехала 313 кругов по «Ле-Ману» и победила в своем классе. Так итальянцы оправдали установку старого 12-цилиндрового двигателя мощностью 280 л.с. с предыдущей машины, построенной специально для французского автомарафона (250 LM). Тем не менее техника довольно быстро устарела и редко использовалась для гонок — но раскупали машины отлично. Настолько, что они и по сей день стоят миллионы долларов на аукционах.
F2002
Один из самых известных и красивых болидов «Формулы-1», который выиграл 14 гонок в 2002 году (и еще одну — в 2003-м). На нем «Красный барон» Михаэль Шумахер смог финишировать первым или вторым во всех Гран-при 2002 года и стать пятикратным чемпионом мира. В Кубке конструкторов «Феррари» набрала равное число очков со всеми остальными командами вместе взятыми. Не так много было в истории «Формулы-1» примеров такого уничтожающего доминирования.
Построили уникальную машину Рори Берн и Росс Браун, а десятицилиндровый атмосферный двигатель мощностью 900 л.с. сконструировал Паоло Мартинелли.
Бонус: 125 S
Без этой машины не было бы ни одной другой, ведь 125-й – первый гоночный болид «Скудерии Феррари», сконструированный для гонок класса Гран-при (на серии которых и основали «Формулу-1»). Свою первую гонку (Гран-при Рима 1947 года) авто выиграло спустя две недели после дебюта с Франко Кортезе за рулем. Так 70 лет назад и началась легенда.
Комментарии (0)