Мы часто жалуемся, что все современные автомобили похожи друг на друга. Отчасти так было всегда: стилистику, да и конструктивные решения, диктовала эпоха. Но во все времена были и машины, заметно выделяющиеся на общем фоне. Вспомним дюжину самых странных и необычных…
Dymaxion. Американский инженер Ричард Бакминстер Фуллер прославился неординарными передовыми работами в разных областях. В 1933-м на выставке в Чикаго Фуллер представил автомобиль Dymaxion (dynamic, maximum, tension — динамика, максимум, напряжение/упругость). У трехколесной машины длиной 6,1 м поворачивалось единственное заднее колесо. Мотор Ford мощностью 86 л.с. стоял сзади, но приводил передние (!) колеса. При первой пробной поездке случилась авария, в которой погиб водитель и пострадали пассажиры. После этого о развитии проекта нельзя было и думать. Из трех построенных прототипов сохранился один.
Leyat Helica. Авиаконструктор Марсель Лейя решил сделать автомобиль, в котором не будет ни сцепления, ни карданов, ни коробки передач. В движение машину приводил самолетный пропеллер. У водителя — всего две педали и обычная баранка. Прототип 1913 г. был трехколесным, а в серию в 1914-м пошли четырехколесные машины с открытым и закрытым кузовами. До 1925 г. покупателей нашли всего около трех десятков автомобилей. Лейя в попытках сделать самолетомобиль был не одинок, но иные машины построили еще меньшими тиражами.
Peel P50. Британский однодверный и одноместный автомобильчик вошел в историю как самый маленький и самый легкий. Машинка длиной 1372 мм весила 59 кг и приводилась в действие 50-кубовым моторчиком мощностью 4,2 л.с. Максимальная скорость составляла вполне приличные для такого клопа 61 км/ч. В 1962-1965 гг. выпустили всего 47 таких машин. Нынче за каждый сохранившийся просят больше 100 тысяч долларов.
Scripps Booth Autogo. Американский художник и инженер Джеймс Скрипс Бут решил скрестить мотоцикл с автомобилем. В 1910-м он начал строить машину, у которой было лишь два основных колеса и боковые маленькие, напоминающие знакомые нам по детским велосипедам. На своем Autogo конструктор применил один из первых в мире моторов V8 объемом 5,4 л мощностью 45 л.с. А чтобы охлаждать это хозяйство, сделал радиатор из 137 м медных трубок. Водитель, управляющий машиной с помощью обычной баранки, сидел спереди, два пассажира — за ним, чуть по бокам. Достроенная к 1913 г. машина оказалась нежизнеспособной, в частности, очень плохо управляемой. Компания Джеймса Скрипс Бута занялась постройкой нормальных автомобилей.
Phanomen (Phanomobile) 4/6 PS, 6/12 PS, 10/28 PS. В поисках недорогой конструкции народного транспортного средства немецкая фирма в 1907-м выпустила трехколесную двухместную машину модели 4/6 PS. Двигатель V2 мощностью 6 л.с. висел над единственным передним колесом, которым водитель управлял с помощью длинного рычага. Конструкция оказалась востребованной! Двух- и четырехместные машины и даже легкие фургоны делали вплоть до 1920 г., причем с 1912-го уже с четырехцилиндровыми двигателями объемом 1,5 и 2,6 л, мощностью 12 и 28 л.с. соответственно.
Wanderer 5/12 Puppchen. В общем-то, «куколка» (Pupphen) — вполне обычный недорогой двухместный автомобиль. Особенность в том, что сиденья водителя и пассажира располагались друг за другом тандемом. Сделали это для того, чтобы автомобиль был длиннее, выглядел солиднее и не вызывал комплексов у тех, кто пока не смог купить четырехместную модель. Машины с 12-сильным четырехцилиндровым мотором объемом 1,1 л делали в 1912-1914 гг. Во время Первой мировой «куколок» использовали в рейхсвере в качестве… тачанок.
Voisin C22. Габриэль Вуазен, авиационный и автомобильный инженер, за долгую жизнь создал множество необычных конструкций. Машины Voisin конкурировали в 1920-1930-х с самыми престижными автомобилями мира. Вершиной гаммы начала 1930-х стала модель С20 с двигателем V12 объемом 4,9 л, мощностью 115 л.с. Но Вуазен решил сделать еще более мощный автомобиль, к тому же с не столь сложным и дорогим двигателем. Так появился Voisin С22 с двумя рядными 6-цилиндровыми моторами, поставленными друг за другом, каждый по 6 л рабочего объема. Суммарная мощность составляла 140 л.с. В 1931-1935 гг. изготовили только 36 таких машин.
Bedelia. Еще один автомобиль-тандем, но уж совсем необычный. Французскую Беделию считают одной из основоположниц класса сайклкаров (cyclecars), то есть гибридов мотоцикла с автомобилем. На машине ставили одноцилиндровые, позднее двухцилиндровые двигатели. Две передачи переключались передвижением ремней, которые приводили задние колеса, с одного шкива на другой. Водитель сидел сзади, а передняя ось поворачивалась целиком. Чудных машинок до 1925 г. выпустили, по разным оценкам, довольно много — две-три тысячи.
Checker Aerobus. Длина — почти 6 м, база — 4,8 м, а кузов можно назвать девятиместным универсалом. Эдакий аналог микроавтобуса! Машины, родственные знаменитым нью-йоркским такси марки Checker, делали серийно в 1962-1977 гг. На Чекеры ставили моторы V8 марки Chrysler объемом 5,2-5,7 л, мощностью 155-200 л.с. Всего изготовили 3568 Аэробусов.
Messerschmitt (FMR) Kabinenroller. Под именем истребителей времен Второй мировой (в 1957-м машины стали называться FMR) выпускали ваннообразные трехколесные повозки с прозрачным колпаком вместо двери. С 1953-го делали модель KR 175 с 9-сильным двигателем, а с 1955-го самые популярные версии KR200 и KR201 (последняя с мягкой крышей) с двигателем в 10,2 л.с. Машинками управляли штурвалом, представляющим собой нечто среднее между мотоциклетным рулем и обрезанной снизу автомобильной баранкой. Смешные автомобильчики пользовались неплохим спросом — до 1964 г. изготовили более 46 000 трехколесных мессеров.
Citroen 2CV Sahara. Еще один двухмоторный автомобиль. Силовые агрегаты — двигатели по 0,425 л рабочего объема и 12 л.с. каждый и две четырехступенчатых коробки передач установили спереди и сзади, поскольку каждый приводил свою ось. Машину впервые показали в 1958-м, а в серию пустили в 1960-м. Для каждого двигателя в салоне стоял свой замок зажигания, ездить можно было и на одном из моторов. Полноприводные Ситроены служили даже во французской и израильской армиях. Правда, построили до 1967-го всего 694 машин.
Amphicar 770. Немецкий инженер Ганс Триппель начал строить легковые амфибии еще до Второй мировой и не успокоился после нее. В 1961-м представили Amphicar 770 с 38-сильным 1,1-литровым британским двигателем Triumph и четырехступенчатой коробкой передач. Необычным для амфибии было наличие двух полноценных дверей, требующих при производстве тщательного уплотнения. На воде машина, благодаря двум винтам, развивала 12 км/ч, на суше — 104 км/ч. Стоило это чудо около 12 000 марок — два с половиной стандартных Фольксвагена Жук. В 1961-1968 гг. изготовили около 4000 Амфикаров.
Комментарии (6)