Первая же проблема, с которой приходится сталкиваться водителю, впервые выехавшему на дорогу на своей машине – это ощущение габаритов. Ведь учился он на чужой машине, а ездить приходится на другой – с другой посадкой, другим кузовом, другими колесами. Между тем, ему нужно держаться на своей полосе, вписываться в повороты, объезжать ямы, парковаться, проезжать ворота, платить за въезд и регистрировать талоны. Посему именно с уверенного определения своих габаритов и следует начинать.
Как определить, где катятся правые колеса?
1. Выберите спокойную улицу, проулок, проезд или какие-нибудь задворки с ровной прямой обочиной и аккуратно притритесь вплотную к краю дороги.
2. Займите за рулем удобную, комфортную позу.
3. Посмотрите вперед и вправо, туда, где за капотом тянется край проезжей части.
4. Найдите отметку на капоте или изгиб дворника, который находится на прямой линии между вашими глазами и краем проезжей части.
5. Запомните эту отметку – и всегда будете точно знать, где проходит правая колея ваших колес.
Очень важно! Если вместо угадывания колеи по изгибу дворника вы визуально пометите точку на краю капота, которая совпадает с краем проезжей части (прилепив на это место наклейку, пометив лаком, приклеив жвачку или водрузив фигурку Бабая с пулеметом), то определять место проезда правого колеса вы сможете намного точнее. Давить им при желании окурки, вплотную прижиматься к линии разметки или на скорости проскакивать смотровую яму. А уж встать на парковке плотно к тротуару – так и вовсе запросто!
Где находится левое колесо?
Под левой пяткой. Проезжать препятствия нужно так, чтобы штыри и ямы не попадали под левую пятку. Для практических целей этого понимания достаточно.
На машинах бескапотного типа водитель сидит на колесе левой ягодицей – и должен беречь ее от ударов.
Как определить левый задний габарит?
Когда нужно быть уверенным в точном определении дистанции, следует приоткрыть дверцу и выглянуть наружу.
Не верьте зеркалам – они врут, как продавцы пищевых добавок!
Как определить правый задний габарит?
Вот это действительно проблема, с которой напряженно борются лучшие умы современности!
Сдавая задним ходом – с водительского места совершенно невозможно увидеть ни выступающего сзади бампера, ни нижней части багажника, а глазомер на большом расстоянии, да еще при взгляде через зеркала может подвести.
Основных методик справиться с этой проблемой четыре:
– не полениться и при сближении со стоящей позади машиной или препятствием выйти из-за руля и убедиться в наличии свободного пространства;
– пометить задний габарит, поместив над ним хорошо видимую с водительского места контрастную «точку». Например – шарик на пружинной проволочке;
– установить на заднем бампере датчики расстояния, каковые продаются ныне в достаточном ассортименте, либо поставить над ним портативную видеокамеру, благо они тоже сильно подешевели и зачастую могут подключаться к бортовым экранам: к информационному дисплею или экрану GPS. Стоимость парктроника (парковочного радара) примерно равна трем ремонтам бампера после неудачных парковок;
– потратить несколько часов на привыкание к габаритам. Для чего в спокойном месте поставить несколько бутылок с водой, воткнуть в них камышины или другие безопасные для облицовки автомобиля высокие палки и потренироваться, сдавая машину к ним задом и пытаясь остановиться на минимальном расстоянии, не коснувшись стебля.
Метод очень полезный, но все менее и менее популярный.
Парковка
Парковка есть наиболее опасный участок дорог и улиц, требующий наибольшего внимания.
Нет, это не шутка, это не преувеличение и не игра слов! Именно автостоянки и парковки лидируют у автомобилистов по числу аварий, преступлений, скандалов и убытков. И в первую очередь потому, что, въехав на стоянку, водитель расслабляется, думая, что поездка окончена, опасности больших дорог позади, что он попал в тихую и безопасную гавань.
Как бы не так! Именно на парковках расстояния между машинами минимальны, маневры вычурны и сложны, а обзор – совершенно безобразный. Именно на парковках из-за необходимости постоянно менять ноги на педалях и переключать передачи, при этом выкручиваться всем телом и смотреть одновременно во все стороны, водители нередко путают педали, либо ноги с этих самых педалей соскальзывают. На дорогах аварий по такой причине почти не случается. Там большие дистанции, там автовладелец либо, разгоняясь, давит на газ, либо, перенеся ногу, давит на тормоз, но при этом и двигается, и смотрит вперед.
На стоянке сплошь и рядом случаются вот такие ситуации: сдавая чуть назад, добавил «газа», притормозил, прикинул расстояние, «газанул», тормознул, выкрутил руль, дал чуть вперед, потом назад, потом выкрутил, притормозил, газанул, довернул, тормознул, машина почему-то не остановилась, а соседнее авто – в опасной близости. Водитель в испуге давит на тормоз со всей силы. Машина, взревев, прыгает вперед: тр-р-ресь!!!
С каждым хоть раз да случается: перепутал педали…
Так что расслабляться на парковках нельзя, торопиться категорически противопоказано, и ни в коем случае нельзя давить на педали изо всех сил! Даже на тормоз! Места для маневра на парковках нет! Лучше попытаться понять, почему машина ведет себя не так, как вы ожидаете. Не понимаете – дергайте ручник. На малой скорости он остановит машину быстро и гарантированно.
К большому сожалению, на пути паркующейся машины нередко оказываются люди, дети, коляски (ведь все уверены, что здесь безопасно! И не особо смотрят по сторонам, шагая к своему автомобилю). Люди выскакивают под колеса неожиданно, и инстинктивное желание нажать на педаль со всей силы, чтобы остановиться приводит к наиболее тяжелым травмам именно у пострадавших на автостоянках.
Сюда можно добавить также то, что именно на стоянках всякого рода «подставлялы» любят имитировать столкновения, наезды, зацепы и прочие неприятности средней тяжести, за которые невинного человека можно «растрясти» на некоторую сумму денег. Делать это крайне удобно потому, что, согласно «Правилам дорожного движения», водитель, двигающийся на задней передаче, отвечает практически за любой случившийся при этом ущерб. Между тем, «мертвая зона» у едущего «задом наперед» авто огромна, а запарковаться без включения задней передачи удается совсем не часто. А если и удается – то «задом» потом приходится выезжать. То есть, чаша сия, как ни крутись, не минует никого.
К сожалению, радикальных средств для избавления от опасностей на парковке не существует. Нужно осознавать, что, въезжая на стоянку супермаркета, в подземный гараж, на платную парковку – вы попадаете в опасное место, а не тихую гавань.
Интересное:
Очень важно! Если на парковке у вас возникли какие-то проблемы (не открывается, не заводится, подтекает) и сразу появляются люди, готовые решить вашу проблему – не соглашайтесь, это мошенники! Почти наверняка вся проблема заключена в какой-то мелкой, легко устранимой пакости, которую вы сможете решить, пользуясь этой книгой!
Как парковаться на задней передаче к тротуару?
Паркуя машину на задней передаче, вы получаете возможность приткнуть ее в полтора раза менее длинный свободный промежуток, нежели двигаясь вперед, так что отказываться от подобной возможности не стоит даже при минимуме опыта.
Как это сделать?
– найдя свободное место, остановитесь примерно в метре от уже запаркованной машины и проехав примерно на метр вперед;
– включив заднюю передачу, начинайте медленно двигаться назад, одновременно поворачивая руль вправо. При этом вам необходимо следить за тем, чтобы никто не ехал по дороге – ваш автомобиль сильно смещается к осевой линии улицы! – и одновременно смотреть в зеркало за тем, как быстро сокращается зазор между бортом вашей машины и задним углом запаркованной. В общем – смотреть двумя глазами по пяти разным направлениям одновременно. Обычное дело для любого автомобилиста;
– когда зазор сократится до 10–15 сантиметров, поставьте руль прямо и продолжайте движение;
– после того, как ваша задняя ось сравнялась с задним углом чужой машины, выкручивайте руль вправо до упора – передняя часть при этом начнет выкатываться дальше на проезжую часть, а задняя – уходить вглубь свободного промежутка;
– обычно почти сразу руль можно выкручивать назад. Машина за это время успеет уйти «вглубь» почти до середины кузова;
– руль выкручивается до упора влево. При этом машина продолжает медленно двигаться назад, а вот ее передняя часть по большой дуге быстро смещается в правую сторону. В этот момент важно следить, чтобы капот вашей машины не зацепил багажник уже припаркованной!
– если маневр проведен правильно, ваша машина упирается вывернутым колесом в бордюрный камень и облегченно замирает. Втиснулись!
– если машина не влезла, то выкатитесь на метр вперед, а потом двигайтесь назад по более правильной траектории. Сиречь: если задним колесам не хватило места – заезжать нужно более полого. Если стоят слишком далеко от тротуара – то круче.
Самая суть заезда на парковку задом наперед состоит в том, что вы можете достаточно широко и уверенно сдвигать вправо-влево капот, круто выкручивая руль, в то время как багажник будет оставаться практически на месте. Поэтому при начале парковки стремимся поставить в правильное место именно задний мост, подвести его как можно ближе к тротуару. А уж выровнять машину потом как-нибудь получится, это не проблема.
Очень важно! Если нет парктроника – то дистанцию до машины сзади проверяйте, выглядывая из машины через приоткрытую дверцу. Этот способ самый надежный.
Очень-очень важно! Паркуясь, никогда не прижимайтесь близко к соседней машине! Пока вас нет, водитель, до которого вы оставили большую дистанцию, может уехать, а вставший на его место автовладелец прижмется уже к вам. И все – вы замурованы. Посему – оставляйте себе запас «на выезд» и спереди, и сзади.
Как производится выезд на «ручнике»?
Это фокус демонстрируется исключительно на переднеприводных машинах и заключается в действительно ловкой и оригинальной методике покидания места парковки, когда спереди и сзади вас подпирают чужие автомобили. В том случае, если покрытие дороги кажется достаточно скользким, двигатель – мощным, а «ручник» – надежным, водитель затягивает ручной тормоз понадежнее, блокируя задние колеса, выкручивает передние, ведущие колеса влево до упора и дает газ. Ведущие колеса начинают прокручиваться на месте, медленно поворачивая машину вокруг задней оси, пока она не займет достаточного для спокойного выезда положения. После этого «ручник» отпускается, и машина пулей уносится вперед.
Данное упражнение следует изучать исключительно теоретически и не пытаться повторять самому, как бы вас на это ни провоцировали. Ибо данное развлечение – удел очень опытных каскадеров.
Как научиться замечать дорожные знаки?
Весьма насущный вопрос не только для начинающего водителя, но и для профессионала, поскольку абсолютное большинство штрафов получается после слов «не заметил знака», и некоторая часть аварий происходит по той же причине.
Навык «замечания знаков» воспитывается очень просто. Если вашим постоянным пассажиром является кто-то из хороших знакомых, попросите его время от времени задавать вопросы типа: «Какой знак сейчас проехали?». Очень полезно при этом спорить на пиво (или на желание), заметили знак или нет – для стимуляции внимания.
Поверьте, в считанные дни вы приучитесь замечать все знаки вокруг вплоть до самых дальних и специально замаскированных.
Кстати, для того, чтобы водитель хорошо представлял обстановку вокруг своего автомобиля, ему нужно каждые 5-10 секунд смотреть в зеркала заднего вида. Приучать себя к этой привычке тоже удобно, прибегая к помощнику. Помощник не занят управлением машиной, а потому не забудет задавать вопросы об окружающей обстановке типа «кто сейчас за нами?». Хотя бы ради пива.
Как «стать внимательнее» за рулем?
Многие знаки, такие как «прочие опасности» или «осторожно, домашние животные (или дикие звери, камнепады, дети и так далее)», или «скользкая дорога», или «неровная дорога», или «колейность» требуют от водителей предельной внимательности. Что означает стать внимательнее?
Если на дороге возникла ситуация, которая требует вашего внимания (тут и там загорелись «стопы», машины впереди завиляли, встречные отчаянно мигают фарами, либо случилось что-то еще), крайне желательно:
– отвлечься от посторонних разговоров и рекламных призывов из радиоприемника;
– взяться за руль обеими руками на случай появления неожиданных неровностей и ударов в подвеску, либо для резкого маневра, если в нем вдруг возникнет нужда;
– сбросить скорость либо двигаться накатом. Чем ниже ваша скорость – тем больше у вас времени для реакции на опасность!
– двигаясь накатом, занесите ногу над педалью тормоза. Это положение в случае реальной опасности уменьшит ваш тормозной путь на несколько метров.
Интересное еще здесь:
Комментарии (0)