Любой автомобильный бестселлер всегда находится под пристальным журналистским вниманием. В особенности в момент смены поколений. История знает немало примеров, когда лидеры продаж в новой генерации неожиданно оказывались в аутсайдерах. А что будет с Renault Duster II? Разберемся в рыночных перспективах кроссовера на земле Дагестана.
Текст Кирилл Савченко. Фото автора и Renault
Renault в России давно стал, по сути, народным брендом. Многолетнее собственное производство, огромное представительство с искушенным в тонкостях российского рынка маркетинговым департаментом – все это позволяет минимизировать ошибки при выводе новых моделей.
При том, что европейский Duster II под брендом Dacia появился несколько лет назад, у нас выход новинки затянулся. Как говорят в компании, на это были совершенно объективные причины. Среди них и падение рынка вместе с рублем, и перестройка производства, и наконец, пресловутая пандемия. Но даже самые сложные «роды» в большинстве случаев заканчиваются появлением «ребенка» на свет, и вот он, появившийся на свет на московском автозаводе уже в наших руках!
Несмотря на внешнюю схожесть и практически идентичные с предшественником размеры автомобиль совершенно другой. Во-первых, платформу B0 сменила совершенно новая Renault SUV. Если вкратце, то она предполагает использование легких, особо прочных сталей, а также более крупных штампованных кузовных панелей. На практике это означает меньшее количество точек сварки, и соответственно, повышенную прочность и жесткость кузова. Кстати, полностью оцинкованного.
Во-вторых, схожесть экстерьера двух поколений оказалась обманчивой. Никакой тождественности ни в одной детали вы не найдете. Даже угол наклона лобового стекла на 4 градуса больше, да и поясная линия расположена иначе. Ну и далее по списку: оптика со светодиодными элементами, расширители арок, накладки на пороги и много чего еще.
Огромное число изменений скрыто от глаз, включая те, что в электрике, многочисленных деталях ходовой части и подвески, рулевой рейки с электроусилителем. Кстати, рулевая колонка, наконец, получила регулировку по вылету и углу наклона!
Но нашлись в списке и «священные коровы», которых трогать не стали. Среди них тормозная система, конструкция полного привода, а также большая часть двигателей и коробок передач. Среди новшеств – 150-сильный бензиновый TCe с вариатором или 6-ступенчатой МКП. Все остальные знакомые, включая атмосферные бензиновые объемом 1,6 и 2,0 л двигатели только с «механикой»: 5 или 6-ступенчатой.
Почему оказали гидротрансформаторному «автомату», можно только догадываться. Duster, как и остальные модели компании для российского рынка, по сути, член федерации Renault, равно как и Республика Дагестан входит в состав Российской Федерации. Но ментально Duster так же далек от французского Renault, как и Дагестан от России. При равенстве законов традиции совершенно разные.
Среди возможных тестовых вариантов выбираем автомобиль в комплектации Edition One, в модном оранжеватом колере с 1,5-литровым турбодизелем и «ручкой». С одной стороны 109-сильный мотор и коробка хорошо известны. С другой, учитывая грядущие 900 км пробега, из которых почти половина по горам и бездорожью, хочется особого, драйверского комфорта. Дизель для таких условий приспособлен в наилучшей мере.
Вспоминая тест десятилетней давности в Узбекистане, где представляли Duster первого поколения, не могу не заметить насколько же в кроссовере улучшилась эргономика и комфорт. С одной стороны, в автомобилях старших классов такие изменения куда заметнее и серьезнее, с другой – Renault Duster играет все же в бюджетном сегменте.
Да, пластик остался жестким, но архитектура салона сегодня совершенно иная. Современная передняя панель с отсеком перед пассажирским креслом, удобные, логично размещенные кнопки, информативный климат-контроль с индикацией температуры.
Правда, массивный дисплей 8-дюймовой мультимедийной системы EasyLink с функцией бортового компьютера кажется немного чужеродным. Зато порывшись в меню, обнаруживаю массу приятных штучек: от визуализации показаний с датчиков крена, камеры заднего вида, до традиционных Яндекс.Авто и сопряжений с гаджетами от Apple и многочисленных Android-систем.
Но больше всего радуют кресла и руль с обогревом. Первые, мало того, что с регулировкой по высоте лапкой микролифта, вместо механической, при которой приходилось цепляться за руль и привставать, так еще и с оранжевой вышивкой Duster на спинках. Оранжевые элементы, кстати, есть и на дверных панелях и на передней, что здорово освежает интерьер. Профиль кресел – практически идеальный для рослой мужской фигуры. За три дня теста мне ни разу не пришлось останавливаться по причине задубевшей поясницы.
Среди прочих фишек комплектации за 1 350 тыс. руб. обнаружился обогрев задних сидений, а также дополнительная пара USB-разъемов для задних пассажиров. Удобно, ничего не скажешь!
Пребывая в благостном настроении от комфорта в салоне и, без всякого преувеличения, эстетического удовольствия, мы мчимся в сторону Дербента. Неподалеку от него, на берегу Каспийского моря, который уже год стоит списанный экраноплан «Лунь» в ожидании подъема на постамент.
По трассе Duster идет великолепно, что для, в общем-то, короткобазного кроссовера комплимент. С подвеской, похоже, не мудрили: она такая же энергоемкая, как была. Несмотря на ухоженное дорожное полотно, неровности все же встречаются, но их замечаешь скорее визуально.
А вот руль дает совершенно новые ощущения управляемости: он заметно легче, чем прежний. Лично меня это немного раздражало поначалу. Но после набора скорости становится куда плотнее, и при паре быстрых обгонов показывает все свои преимущества. Кстати, ходы руля от упора до упора на четверть короче прежних – 3,05 оборота.
Выезд на песок почти для любого кроссовера – дело гиблое. Даже с блокировкой муфты, которая у полноприводной версии Renault Duster есть по умолчанию, засесть, а потом перегреть систему полного привода – раз плюнуть. У Duster, каким-то чудесным образом получается где нужно ползти, а где нужно ехать. С одной стороны, это водительский опыт и понимание того, что сверхкороткую первую передачу на песке лучше не включать, ведь второй и третьей турбодизелю с крутящим моментом 240 Нм более чем достаточно.
С другой стороны, в мануалах для кроссоверов с таким же, муфтовым типом привода чаще всего указано, что допускается кратковременная эксплуатация на дорогах без покрытия. Duster же, чувствует себя на пересеченке, как дома, не думая ругаться «чеками» на приборке. Определенно, в силу небольшой массы, полный привод выдерживает далеко не детские нагрузки. Немудрено, что и во втором поколении его конструкцию оставили без изменений.
А как же упомянутый уже «Лунь»? Тут позволю себе небольшое отступление. Уникальный по характеристикам летательный аппарат размером с Boeing 777 – детище ЦКБ по СПК им. Р. Е. Алексеева, созданное под руководством В. Н. Кирилловых еще в СССР, который год не могут затащить на постамент. Впрочем, и он, в рамках создаваемого в Дагестане парка «Патриот» еще не построен. Тянут 280-тонную махину подводя под корпус надувные пневмобаллоны, без всякой спецтехники, тракторами. С одной стороны, респект энтузиастам, которые все это делают.
С другой - где наши патриотически настроенные олигархи, способные в считанные недели пригнать спецтехнику, профинансировать восстановление уникального аппарата и таким образом увековечить в истории и свои имена, и сохранить для потомков не имеющий аналогов корабль-самолет? Я понимаю, что вряд ли кто-нибудь из них прочтет эту статью. Duster – народный конек, но вдруг?
Кстати, внутренности «Луня» каким-то чудом сохранились почти в идеальном виде. Даже запах солярки от вспомогательных дизелей не выветрился. В пилотском кресле – не столь удобно как в том, что в Duster. Но ощущения совершенно фантастические. И они были бы еще круче, если бы в кабине висела пожелтевшая фотография первого экипажа…
В общем, в управлении турбодизельным Duster есть несколько особенностей. Первая передача необходима лишь при старте на очень крутой подъем и при спуске с такового. Можно воспользоваться и кнопкой «Ассистента при спуске», причем регулируя фиксированную скорость от 5 до 30 км/ч тормозом или газом.
При движении на скорости, в диапазоне 4000-4500 об/мин чувствуется ступенька при переключении с пятой на шестую передачу и назад. Тут есть претензия к подбору передаточных чисел, но в традиционном режиме движения 2-3 тысячи оборотов этого не ощущаешь.
Еще один недочет по моему мнению – чисто эргономический. В момент быстрого включения указателей поворотов левым подрулевым переключателем, палец задевает и слишком мягкий переключатель головного света, то выключая, то включая фары. Кстати в комплектации Edition One есть датчики света и дождя.
И все же Дагестан это, прежде всего, горы. С них только сошел снег, и под начавшей зеленеть травой поедаемой многотысячными отарами овец, непролазное месиво. Подняться по 300-метровому склону горы «Дастеру» не под силу. Не помогает ни блокировка муфты с соотношением 50:50, ни дизельная тяга, ни навыки внедорожного вождения.
Штатная зимняя резина не для этого, зато глубокие броды, грязевые ванны и колеи, кроссовер форсирует без особого напряжения. Без проблем он идет и по каменистым грунтовкам, вне зависимости от угла подъема или спуска. Кстати у Duster они немалые 310 спереди и 330 сзади, благодаря сверхкоротким свесам. Впрочем, эти характеристики не откровение, но все равно весьма показательны.
В какой-то момент, покинув салон, я с ужасом осматриваю облепленный комьями грунта кузов и стекла. Однако лакокрасочное покрытие автомобиля приспособили для подобных экзерсисов. Только в российской версии Duster покрывают сверхпрочным HD-лаком, выдерживающим как потоки песчано-грязевой смеси, так и когти любимого «собакера».
По сложившейся за несколько лет традиции, попадая на совместные тесты мы ездим в паре в Сан Санычем Пикуленко, который не нуждается в представлении для автомобильного сообщества. Лучшего и более компетентного компаньона представить сложно, особенно если речь идет о тесте автомобиля в жестких режимах.
Подъем на перевал и спуск с него по грунтовке между селениями Хунзах и Заиб делим пополам, по-братски. Такие «вкусности» попадаются не каждый день. Пикуленко, на мой взгляд, идет по раллийному, жестко и быстро, заставляя меня вжиматься в штурманское кресло и держаться правой рукой за поручень на потолке.
Duster, несмотря на дорожный просвет в 210 мм и высокий центр тяжести, оказывается вполне предсказуем и устойчив. Какие-то повороты мы проходим в легком, управляемом скольжении, какие-то по выверенной траектории.
Чуть позже, заняв место за рулем пытаюсь идти по серпантинам на такой же высокой для горной местности скорости. И да, действительно, кроссовер с довольно мягкой подвеской не показывает особой валкости и очень недурно управляется, если не делаешь ошибок в рулении и вовремя нагружаешь или разгружаешь оси газом или торможением.
Все это, по мнению Сан Саныча, действительно и относительно безопасно для данного типа автомобиля на скоростях до 80 км/ч. Свыше – в действие вступают совсем иные законы, подвластные лишь профессиональным автоспортсменам. И естественно, Renault Duster проектировался под сугубо гражданскую манеру вождения.
Тем не менее, турбодизель, к его чести, безропотно выдержал многокилометровую езду в верхнем диапазоне оборотов. Правда, в какой-то момент мотор затроил, видимо из-за не совсем чистого местного топлива, которое разболтало в баке на ухабах. Традиционных для нас заправок сетевых брендов в Дагестане не сыскать. Двигатель ушел в аварийный режим, но через десяток минут прочихался, и вновь вышел на полную мощность.
Уже при движении к Чиркейской ГЭС, одному из красивейших мест в республике, никаких проблем с системой питания не было, несмотря на протяженный участок грунтовки и приличную тряску. Впрочем, хорошее топливо, особенно дизельное, до сих пор у нас, как сказано выше, встречается не везде.
Но это вовсе не означает того, что к дизельной модификации Duster стоит относиться с опаской. По моему мнению, именно этот вариант наиболее подходит тем, кто живет в сельской или горной местности, а также много путешествует на автомобиле. Тут ему не будет равных ни в экономии топлива, ни в проходимости.
Как уже говорилось, у нового Renault Duster есть и арсенал бензиновых моторов, с МКП или вариатором. И вот это неоспоримое перед немногочисленными конкурентами преимущество позволит ему не только остаться в своей нише, но и скорее всего, расширить ее. Впрочем, это уже повод для отдельного повествования.
Комментарии (0)