В 1935 году на автосалоне в Нью-Йорке один стенд привлёк к себе множество посетителей. Наверное столько, сколько бы привлекла к себе приземлившаяся там инопланетная летающая «тарелка» с «марсианами», и неспроста, автомобиль выставленный на показ бросал вызов своему времени как в техническом плане, так и дизайном.
Подумать только, несущий кузов с интегрированным передним подрамником, передний привод, 4-х скоростная коробка передач, управляемая маленьким переключателем – «флажком» на рулевой колонке, еще не автоматическая, но и классической механикой её назвать было нельзя, ваккумный усилитель тормозов, «слепые» фары, спрятанные в выключенном положении в нишах колёсных арок, скрытые петли дверей, радио в стандартной комплектации и тахометр на панели приборов, двухрежимные стеклоочистители.
Всё это не вызывало бы удивления в автомобиле 70-х годов, но в США в 1935 году это всё казалось немыслимым. Кое-где лишь на американских машинах высшего класса стала появляться независимая передняя подвеска, которая опять-таки была на Корде, ну и V-образный 8 цилиндровый двигатель не был чем-то удивительным для состоятельных американцев. Вот только установлен он был необычно, двигатель находился позади коробки передач, и сам двигатель на Корде тоже был новый, 4,7-литровый Lycoming V8 (механическим нагнетателем Schwitzer-Cummins двигатель комплектовался с 1937 года).
Дизайн автомобиля… сложно подобрать слова, что бы описать насколько он был прекрасен. Автомобиль заслуженно вошел в десятку самых красивых автомобилей 20-го века.
Автомобиль появился в результате сотрудничества молодого, подающего надежды конструктора Гордона Миллера Бьюрика и главы компании Cord Эррета Лобана Корда. Задание, которое дал Корд Бьюрику и заключалось в том, что бы разработать Cord 810. Задание было чрезвычайно сложным, но Бьюрик принял его как вызов, как возможность доказать всем и в том числе себе, что способен осилить эту сверхзадачу.
Многое в дизайне автомобиля тяготеет к авиации тех лет. Общий стремительный облик авто, переходящие плавно панели кузова, делающие вид кузова единым целым, передние крылья, панель приборов, выполненная в авиационном стиле тех лет, и это неудивительно - Эррет Лобан Корд был увлеченным авиатором, сам был пилотом, создал авиакомпанию «American Airlines».
В 1934 году компания «E.L. Cord» приобрела «American Airways» и переименовала её в «American Airlines».
Машина была эффектна настолько, что еще до начала производства получила от клиентов предзаказ на 7639 экземпляров. И с этого момента начались сложности. Расчет стоимости производства был с ошибками, изготовление автомобиля выходило в большую сумму, чем изначально планировалось, инновационный кузов требовал непредвиденных финансовых вливаний.
В общем, ожидаемых к Рождеству 1935 года автомобилей заказчики так и не получили. К выставке была подготовлена лишь скромная партия в 100 машин.
К весне 1936 года всё таки удается запустить производство Cord 810, но появляется ряд новых проблем – «детских болезней» сырой на тот момент конструкции. Постоянно ломались слабые и сложные на тот момент приводы колёс – ШРУСы, двигатель перегревался так, что трескались алюминиевые головки блока, коробка передач с электрическим переключением скоростей оказалась слишком «задумчивой» и иногда самопроизвольно переходила в нейтраль. Видя такое положение дел, многие клиенты стали отзывать предзаказ. Cord 810 стоил $2195, что было немало по тем временам, хотя американские люксовые авто того времени стоили и дороже.
Фары имели механический, ручной привод...
...каждая фара - свой, отдельный.
Для спасения автомобиля Эррет Лобан Корд продаёт часть своей бизнес-империи за $4 млн, с машиной проводится масштабная работа над ошибками, результатом которой становится появление Cord 812 в 1937 году. Автомобили, оснащенные двигателем с механическим компрессором наддува отличались визуально – по выходившим из боковин капота трубам. Динамические характеристики впечатляли, двигатель с наддувом, мощностью от 170 до 190 л.с., разгонял автомобиль до сотни за 13 секунд, выводя тем самым Cord 812 в список самых быстрых американских автомобилей того времени, а максимальная скорость достигала 180 км/ч.
К сожалению, это не спасло Cord, официально компания обанкротилась в 1941 году, в 1937 году Корд продаёт автомобильную компанию Далласу Уинслоу. Уинслоу пытается создать Cord 814, но дальше 1 прототипа дело не идет. Имеющиеся готовые кузова и право на выпуск 812 модели покупает компания Hupmobile. Дизайн несколько видоизменяется, в худшую на мой взгляд сторону, «спящие» фары сменяются на обычные, капот и решетка радиатора приобретают другой вид, передний привад сменяется на задний. Получившаяся странная машина выпускается в количестве около 2000 экземпляров, особо не продаётся, и Hupmobile постигает участь Cord – компания становится банкротом. Про 812-ю модель на некоторое время забывают.
В 1954 году права на марку Cord у Далласа Уинслоу покупает Гленн Прей. В 1964 году Прей обращается к помощи инженера Гордона Бьюрига, спроектировавшего 810-ю модель, и на свет появляется немного уменьшенная и видоизмененная модель Cord 812, с кузовом из модного в то время стеклопластика двигателем от Шевроле и передней подвеской от Ситроен. Автомобиль вновь переднеприводный, но затея особого успеха не имела, за 3 года удалось продать менее 100 машин.
Череда предыдущих неудач с Cord 810/812 не пугают авиамагната Уильяма П. Лира и Ховарда Уильямса, которые покупают в 1967 – м году права на Cord, и выпускают стилизованные под 812 –ю модель автомобили, основав компанию Sports Automobile Manufacturing Company (SAMCO). Техническая начинка была от автомобилей Chevrolet, Chrysler и Ford , дизайн машины вновь был переработан, общая стилистика, впрочем, была выдержана, но автомобиль вновь стал заднеприводным. Успехов эта затея не принесла и в 1971 году SAMCO прекратила выпуск Cord.
Впоследствии попытка возродить Cord была предпринята Уильямсом в 1983 году, но тоже без особого успеха…
Конструктор Гордон Миллер Бьюрик за свою работу над Cord 810 был признан одним из лучших автоконструкторов 20-го века.
Этот автомобиль – доказательство тезиса о том, что имя дизайнера будет жить в веках, а о маркетологах, создающих современные однотипные кузова - «флаконы для геля», никто не вспомнит и при их жизни.
Несмотря на столь сложную и не самую удачную судьбу Cord 810/812 стал автомобилем, больше похожим на произведение искусства, а его технические характеристики, были актуальными до конца 20 века.
Комментарии (1)