Вот оно, чудо советского автопрома, глядя на которое, нельзя не улыбаться! Моя болезнь маркой ЗАЗ началась еще в 2009 году, когда с друзьями приобрел «Запорожец 968А» для того, чтобы узнать строение авто, покрутить гайки и заняться «тюнингом». Строение узнали, гайки покрутили, поработали со всеми возможными материалами. И в тот момент я понял, что хочу собственный «Запорожец», и был решительно настроен на то, что он будет в оригинальном состоянии.
До того, как этот автомобиль попал ко мне в руки, был куплен еще один экземпляр, но в процессе его реставрации были найдены неприятные моменты по кузову. В общем-то, не критичные, но несопоставимые со словом оригинал и идеал. И вот, когда я уже отчаялся, мой товарищ Павел предлагает приобрести его 966В. Ну как тут отказаться?
Автомобиль сошел с конвейера Запорожского автомобильного завода в 1972 году. Это был последний год производства 966-й модели. Буква «В» в марке автомобиля означает «временный», указывая на то, что силовой агрегат МеМЗ-966В («тридцатка») объемом 887 см³ и мощностью 27—30 л. с. вскоре будет заменен на новый, мощностью 40 л. с., специально разработанный для данной модели автомобилей. Машина была в очень неплохом состоянии внешне, и единственным минусом было то, что в ней отсутствовал двигатель с коробкой передач. Уже тогда я решил искать и устанавливать двигатель 40 л. с. ввиду того, что он практичнее будет в ремонте, так как еще много запчастей на него продается и, конечно, прибавка в мощности. Руки предыдущего владельца внесли некоторые изменения в конструкцию и внешний вид автомобиля (отвратительная покраска, куски резины вместо коврика и так далее), но в целом он был в очень неплохом состоянии. Ржавчины на кузове не было. Немного коррозии в салоне под ковриками, но она была некритичная и поверхностная. К слову, сварки кузова не было. В октябре 2011 года мы успешно пожали друг другу руки и перевезли авто из деревни ко мне в гараж.
С новыми силами и стремлением к мечте, идеалу я приступил к реставрации автомобиля. Ввиду того, что тогда он был еще красного цвета, получил прозвище «Красный октябрь». Машина была полностью разобрана до винтика, и кузов уехал в покраску. Уже тогда я был уверен, что хочу именно двухцветный авто, но с основным цветом в итоге мне помог определиться знакомый маляр Андрей. Пока кузов приобретал новый облик, я доукомплектовывал автомобиль.
Часть запчастей досталась от предыдущего владельца, но большинство еще предстояло найти. В основном поиски велись на украинском «ЗАЗ-форуме», посвященном автомобилям «Запорожец». Передняя новая решетка была по случайности куплена в Польше. По возможности ездил в Киев и забирал посылки с запчастями.
Последним приобретением там была новая коробка передач. Вообще, надо было видеть лица пограничников, которые не понимали, зачем такой большой кусок непонятного и старого железа пересекает границу Украина — Беларусь. Удивление вызывали и слова друга, который объяснял, для чего это и почему.
Пересмотрев разные статьи по реставрации, начитавшись опытов автовладельцев, решил, что все буду делать серьезно. Отсортировал все метизы и доукомплектовал их недостающими, а после отдал на гальваническое покрытие (цинком).
Всевозможным металлическим кожухам, деталям подвески, колесным дискам, рычажкам и прочему совместно с Сашей прописали процедуру пескоструйной обработки и полимерного покрытия.
Также нашел двигатель с очень малым пробегом.
Заботливо и старательно перебрал, поменял все резинки и прокладки, обновил внешний вид.
На все это ушло примерно три года, энная сумма денег, уйма личного времени, нервов моих и родственников. Но это ничто по сравнению с мечтой, хобби, любимым автомобилем. В августе 2014 года кузов возвращается из покраски. Вот он — «Мятный леденец».
Идеальный, ровный, блестящий, хоть и пока не полированный. Впереди еще предстояло перетряхнуть всю подвеску, тормоза и рулевой механизм, чем мы успешно и занялись. По мере готовности ходовой части автомобиль получает новое сердце с коробкой. Сделал шумоизоляцию потолка и задней части салона.
Дело близилось к финалу, и от этого становилось только теплее на душе. Далее кузов был отполирован до зеркального отражения.
Началась новая стадия работы — сборка кузова, салона, стекол, всего навесного оборудования. Долгими зимними вечерами под чашечку кофе с каталогом запчастей в руках вспоминаю, где и какой винтик с гаечкой должны стоять. Прикручиваю на место.
Конечно, собирать все новое, чистое, красивое — это удовольствие неописуемое. Тогда же нашел отличного мастера по реставрации салонов. Обговаривали все детали. Отреставрировали сами сиденья и обивку потолка. Мне хотелось не просто обтянуть все кожей или кожзамом, а сделать что-то приближенное к экспортному варианту, со вставками ткани. Натянул потолок, сшитый в ателье у Виктора, и установил обновленные сиденья. Вставил стекла.
Попутно обул советскую новую резину В67Б на белоснежных дисках. И вот я оказался практически на финишной прямой. Машина простояла в гараже 4 года, ни разу не погревшись в лучиках солнца, и она уже была готова выскочить как есть. Но нет, оставались еще всякие мелочи, доработки, настройки. В сентябре 2015 года автомобиль выехал на улицу. Весь сияющий, помпезный, показывающий всем своим видом: «Вот он я! Я ожил».
Пару пробных поездок, настройки, опять поездки. Успеваю ловить кайф от автомобиля. Это непередаваемые эмоции. Чувствую себя ребенком. В моей голове куча идей, планов, выставок, новых знакомств и общение с людьми, близкими мне по духу. «Леденец» тоже рад, что не сгнил где-то в деревне в руках у юнцов, а получил новую жизнь. Переоформил авто в ГАИ, случайно получил неплохие номера.
P.S. Кончилось лето. Похолодало. «Чего ты так грустно смотришь на меня? Думаешь, мне этого хочется?» — так говорил я «Леденцу», накрывая его чехлом в гараже. «Но ты не бойся. Я буду навещать тебя каждую неделю. И никакая соль тебя не повредит», — дополнил на прощание.
Комментарии (0)