Все про автомобили для мужчин

За что советские танкисты недолюбливали главный танк СССР Второй мировой войны Т-34

 

Танк Т-34 бесспорно является оружием победы. Машина неоднократно доказывала свою боевую эффективность и надежность. В целом 34-ка является хоть и очень грубым изделием, но в тоже время качественным и действенным. При этом не стоит забывать еще и о том, что, как и любая другая машина на свете, танковая легенда имеет не только достоинства, но и недостатки. В том числе конструктивные. За что же ругали Т-34 сами советские танкисты?

1. Двигатель и трансмиссия

 

Были проблемы с фильтрами. |Фото: karopka.ru.

Сам по себе двигатель Т-34 В-2 был достаточном мощным и надежным. Агрегат мог легко дать 500 лошадиных сил при массе машины 26-32 тонны. Однако не со всеми элементами мотора все было хорошо. Советским танкистам пришлось за войну порядочно намучаться с фильтром, который откровенно плохо выполнял свою работу. В итоге пыль попадала в двигатель, сокращая его моторесурс. 

 

Качество металла хромало. |Фото: modeli.by.

Не лучшим образом обстояли дела и с трансмиссией. Металл, из которого делались шестерни, далеко не всегда был высокого качества. Это приводило сначала к образованию сколов на зубцах, а затем и появлению куда более серьезных дефектов. 

Примечание: большая часть проблем с трансмиссией была решена в 1942 году. Проблемы с фильтрами устранили в 1943 году.

2. Оптика и орудие

 

Оптика и спуск орудия были неидеальны. |Фото: en.topwar.ru.

 

Оптика Т-34 была слишком острой, на что зачастую и жаловались советские танкисты. Из-за этого периодически случалось помутнение линз. В боевой обстановке такие «повороты событий» могли оказаться критическими. Для того, чтобы этого не происходило, оптику следовало регулярно чистить и смазывать. Однако и это было не просто из-за ряда особенностей конструкции боевой машины. Достать до последнего стекла было чертовски сложно.

 

Нужно было регулярно чистить. |Фото: yandex.ru.

Были у Т-34 некоторые проблемы и с орудием, главным образом с спуском. Дело в том, что он мог быть как механическим, так и электрическим. И вот если с механикой особых хлопот у танкистов никогда не было, то электрический спуск мог быть еще той проблемой. Из-за некачественных проводов вся система периодически выгорало. Это требовало от экипажа регулярно проверять проводку, особенно в местах изгиба. 

3. Рабочие места

 

Эргономика хромала. |Фото: panzerw.narod.ru.

Если заглянуть внутрь немецкого танка, то там можно будет найти легко двигающиеся рычаги, кожаные сиденья, эргономично организованные (по мере возможности) места для работы экипажа. Все для людей! Советский Т-34 и близко ничем подобным похвастаться не мог. Но если со всем этим можно было еще мириться, то вот место радиста – это сущий ад. Из-за специфики расположения члену экипажа приходилось сидеть в весьма неудобной позе во время ведения боя. Кроме того, радист мог начать мешать водителю.

 

И все-таки он лучший. |Фото: ya.ru.

И все-таки, несмотря на все перечисленное, Т-34 стал оружием победы и одним из ее символов, так как смог доказать свою высокую боевую эффективность. Так же, как и советская промышленность, которая пренебрегла рядом вещей ради массовости и скорости производства. А именно это в большинстве случаев оказывается критически важным в условиях войны.

Источник


Источник: За что советские танкисты недолюбливали главный танк СССР Второй мировой войны Т-34
Опубликовал:
Теги: война СССР танк 1 2

Комментарии (19)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Еремин Валерий
Я не танкист, но много прочитал про танки. И многие недостатки ещё можно как-то попытаться объяснить, но нельзя оправдать бездарность наших военачальников, отвечающих за новую бронетехнику. На самом деле недостатков было много больше, чем описано в статье. Самый существенный недостаток в Т-34 первых лет производства, это командир танка он же наводчик. Из-за отсутствия наводчика были потеряны тысячи танков и главное экипажей. Можно объяснить отсутствием станочного парка для изготовления погона большего диаметра. Но этим нельзя оправдать бездарность. Если бы перед Сталиным была бы обоснована эта проблема, не сомневаюсь, что необходимое количество станков или даже технология изготовления этих станков, была бы закуплена у той же Германии однозначно. Второе, отсутствие командирской башенки. Почему немцы на фото всегда "торчат" из люка, да потому что командир танка должен видеть всё поле боя, а не просто мчатся в слепую. Командир видит очень мало, механик-водитель ещё меньше, внутренней связи нет, радиостанций нет. Обратите внимание на Т-34 у немцев, первое, что они делали - ставили радиостанцию, второе, командирскую башенку. Третье, меняли оптику на цейсовскую. Да у нас были проблемы с радиосвязью, точнее с производством. Ответ тот же, если бы перед Сталиным была поставлена эта проблема, у нас бы радиостанции были бы не только в танках и самолётах, а и в каждом пехотном отделении. Тоже с оптикой, немцы бы нам передали целиком цейсовскую технологию, и так далее. Вы думаете у немецких танков вначале использования было меньше проблем? Почитайте у Кариуса, отчёт ремонтного взвода 502 батальона тяжёлых танков, инспектора и начальника цеха от 29.01.43 года: Документ 2. Я вообще удивляюсь как они могли воевать на таких "гробах" как "Т-IV" ("Тигр"). Остановлюсь на самых жизненно важных: протекают топливные баки при подаче топлива из верхнего бака в нижний (напомню, топливо - бензин); утечки топлива из-за ослабление болтов мембраны топливного насоса; плохая изоляция на указателе расхода; плохо закреплены топливопроводы; нарушение подачи топлива в карбюратор; возгорание в карбюраторе; воспламенение в двигателе из-за плохих сальников коленвала; утечки топлива из плохо закрепленных топливопроводов; утечка масла на глушитель; не срабатывает автоматическое пожаротушение при возникновении пламени в карбюраторе; после 2-3 срабатываний системы пожаротушения огнетушитель опорожняется и в полевых условиях нет возможности его заменить и так далее. И надо отдать должное, на таких танках рота Кариуса провоевала 1,5 года (до тяжёлого ранения Кариуса и отправки его на лечение, дальнейшая судьба техники не известна). 1,5 года танк Кариуса провоевал, а этот гад подбил почти 150 наших танков, при этом его танк ремонтировали только силами ремонтного взвода. Почему это так происходило? Наверное, потому, что у нас военное руководство не исполняло свои обязанности, каждый на своём месте, а гибли из-за этого танкисты, в частности.

Например, Жуков в своих воспоминаниях возмущается, что он, как начальник Генштаба, докладывал Сталину об отсутствии утверждённого (непосильного для СССР) мобилизационного плана на 41 год, который предложил Жуков, а в Наркоматах не могли его согласовать из-за заоблачных запросов (4-5 кратного перевеса в технике Жукову было мало). А то, что армия не имела обновлённого полевого устава 39 года, разработанного по итогам зимней войны и анализа опыта маневренной войны немцев в Европе, обеспечение которым является прямой обязанностью Жукова, как начальник Генштаба. Поэтому войска начали войну по устаревшему уставу 36 года. Отсутствие актуализированного устава стоило жизней миллионов солдат Кадровой армии, потерей более 15 тысяч танков, огромных территорий. А это уже не вредительство, это уже не подигрывание врагу, о котором писал Тухачевский, это прямая измена, какой до этого не существовало.
С уважением В.Я. Ерёмин.
Петр
Отставание советских технологий от немецких перед войной, особенно в части изготовления танков и авиации, оспаривать бессмысленно. Т-34 по внешней компоновке и боевым возможностям был вполне пригодной машиной, но недостатки двигателя, трансмиссии, радиосвязи, оптики, низкая эргономика снижала его возможности. Кроме того, с появлением у фрицев тигра и пантеры, Т-34 стал им проигрывать в огневой мощи-его оружие могло поразить тигр с расстояния в 0,8 км, а орудие тигра поражало Т-34 с дистанции в 1,6 км-преимущество двукратное! Поэтому потери танков были огромными. Интересно было бы прочитать о сравнительных оценках немецких танков леопард и наших Т-90 - извлечены ли уроки из прошлого или снова шапкозакидательство? Шапок-то сейчас явно мало, с последней войны никак не можем оклематься…
Владимир Сычёв 
Я служил срочную на одном из полигонов под Читой. Готовили экипажи на Т-34, ИСы, Т-62, Т-54, 55, 72, самоходки. Много приходилось ездить на этих машинах. Трататухи правда были с 85мм пушкой. Как по мне, на тридцатьчетвёрке заноза в жопе механизм переключения передач, вернее кулиса. Про отсутствие наводчика в трататухе был несказанно удивлён. Кого же мы тогда готовили? Всё время знал что командиров, механиков, наводчиков, заряжающих. Про командирскую башенку тоже. Похоже "не танкист" Ерёмин не знает, что экипаж Т-34, ИСа - 5 человек. Даже современные командир, наводчик, механик. Рабочие места экипажа согласен, спартанские. Поворотный механизм предусматривает у механика силушку богатырскую. По ремонтопригодности, т.е. удобству, не сравнить с трактором. Танк продуманнее. Двигатель многотопливный. Надёжность подтверждена многолетней эксплуатацией, при том не только на танках. Ещё одно но. Танк Т-34 был массовый танк. Т.е. предусматривал большое количество неквалифицированного труда и высокотехнологичной оснастки. Сами знаете кто стоял у станков.
Спору нет, немецкая техника была очень хорошей. Но было одно но. Для её выпуска и ремонта требовались рабочие высокой квалификации и сложная оснастка. По простому, на колене не ремонтировалась.
И конечно, если в 41 Т-34 был передовой танк, то через 2 года он стал устаревать. Немцы свои модернизировали, а мы застыли на одном месте. Курская дуга дала нам хороший урок в этом плане. Жаль цена этого урока очень высока - огромное количество уничтоженной техники и л/с. Что касается Т-90 и Леопарда. Если в танке дерево, то сожгут его даже в супертанке. Сравнить можно только в бою, при том что экипажи будут иметь равную подготовку. Тогда это будет реальное сравнение. А по техническим характеристикам и полигонным испытаниям это далеко не то. Кстати, лично видел Т-72, в который бевики из гранатомёта и наши нурами всадили с десяток попаданий. Танк своим ходом вышел из под обстрела и был не повреждён. Как мне говорил мальчишка механик, меня немного контузило, но вышли мы своим ходом. Отметины на броне от попаданий я считал лично. Танк из 205 бригады. Начало 2 Чеченской. Они вышли из Дагестана и заходили в Чечню.
Фарид-уд-дин Ганжишакар 
Это на Т-34-85 экипаж 5 человек и есть наводчик. На Т-34 экиппаж был 4 человека и роль наводчика исполнял командир или башнер. И пока не скопировали английский перископ МК.IV. у наших перископов зеркало как правило было из металла - не трескалось, но было мутное, и сами перископы были неудобные.
Владимир Сычёв 
Интересно, какой питух поставил дизлайк. Просто хочу знать, что не так в моём коменте. Андрюша Тавидов можешь не возбуждаться, ты мне не интересен.
Юрий Попов 
За 1,5 года создали новый танк, на котором собственно и победили! В жутчайших по современным меркам условиях! И хотят чтобы было всё супер-пупер без недостатков?
Это тупость или диверсия против собственной истории? Хотя по степени грамотности статьи, наша история для него чужая.
Анатолий Комогоров
Этот пользователь больше не может писать комментарии, возможно он тролль
Я служил в СА в 1974 - 1976 годах. Механик-водитель Т - 62. ЗабВО. Спросил как-то у командира, - Почему у танка нет обогрева салона, неужели так трудно было трубку в салон от радиатора провести?
Командир мне ответил, - Толя, ты знаешь сколько времени танк живёт в условиях боевых действий? 15 минут, замёрзнуть не успеешь...
Вся советская техника делалась с расчётом, что долго на ней воевать не придётся. Советы воевали количеством, а не умением. Людей пустить на убой им было не жалко. Бабы ещё нарожают.
Особенность Т- 62, передачу приходилось переключать ногой, у рук силы не хватало на это. Сравнивая теперь иномарки с жигулями, понимаешь насколько плохой была военная техника в СССР.
Думаю, и современная военная техника России не лучше.
Виктор Игнатов
Я служил на урал 375 ,на аэродроме , было ему 13 лет после 2х капремонтов , наверное тоже на 15 минут боя был ращитан , потому что тоже не вывели шланг от радиатора в салон а еще забывали радиатор масленный в салон вывести и под ноги положить
Анатолий Комогоров
Этот пользователь больше не может писать комментарии, возможно он тролль
К чему ты это написал?
Анатолий Комогоров
Этот пользователь больше не может писать комментарии, возможно он тролль
И ещё, один "Тигр" за время войны успевал уничтожить десять Т-34. Это тебе ни о чём не говорит?
Ленин Андрей
Валерию бы родиться пораньше и танк был бы как мерседес и войну бы года за два с половиной свернули. И был бы еще один маршал!
Петр
Не знаю, стоило ли Еремину быть маршалом, но его публикация основана на знании темы и некоторым тоже неплохо бы расширить свой кругозор.
pawel bogdanow
Я вот думаю, что если танк т-72 выдержал с десяток попаданий из гранатомета и нурами,и своим ходом вышел из боя, то это говорит только об одном: со времен ВОВ и до сих пор наши конструкторы не озаботились обеспечить танки более-менее нормальными наблюдательными приборами. По танку лупят, а танкисты не видят откуда. Множнство фотографий нашей побитой техники говорит об этом же. И десятки следов от снарядов в башне и корпусе КВ, и наехавшие друг на друга, перевернувшиеся Т-34. Как были наши танки слепыми, так и остались.
Виктор Дебелый
В городе Т-72 без поддержки мотострелков чистая мишень для гранаометчика
Владимир Моторин 
Ерёмену. Как знатоку танков советую посмотреть вютубе про сандомирский плацдарм, где наши т-34 наваляли королевским тиграм. И при всём великолепии немцких танков их больше никто не выпускал, а 34ки вернули год назад в рабочем состоянии вернулись в Россию из Лаоса. Валера собрал всё г...о про т-34 и свалил в одну кучу. А том что немцы сами считали наши танки хорошими говорит создание ими из трофейных 34ок отдельные танковых частей и в Харькове был запущен танкоремонтный завод этих танков. А ещё немцы завидовали тому,что башенные люки при открывании прикрывали командира машины от пуль. Учи матчасть Валера.
Валерий Попов 
В самый первый день войны в руки немцев попало просто огромное количество нашей бронетехники зачастую новенькой, чуть ли в косервантной смазке. Фельдмаршал бронетанковых войск вермахта, Рухенау, видимо ответственный командир, потратил по воспоминаниям работников его штаба целый день на ознакомление с трофеями. Вернулся уже когда стемнело и высказал мнение профессионала; если они этот танк, (Т-34) смогут поставить на конвеер война проиграна! Напомню это было 22.06.41 г. Когда Гудериан, сам вначале войны весьма пренебрежительно отзывавшийся о Т-34, уже осенью жаловался Гитлеру что его танкисты ничего не могут сделать против Т-34. Танк мощный, с большим запасом хода и хорошей пушкой, проходимый. Атакует из засад, уходит оврагами, пашнями и по снегу и не досягаем для его танков, Гитлер ответил, что если бы он знал о том, что у русских есть тридцатьчетверка, то он на СССР бы и не напал!
alex konon
Тяговое усилие при переключении передач достигало 50 кг. Переключали вдвоем. Поэтому, зачастую работали газом. Отсутствовала башенка для командира, рация была не у всех.
Макарычев В
Впереди наших танков шла пехота, гибли как мухи, танк был ценнее каких-то там жизней людей.
Написать комментарий:
Напишите ответ :
ИС-2 — второй по значимости танк после Т-34
ИС-2 — второй по значимости танк после Т-34
6
Авто-Тема 11:45 11 июл 2021
Как в СССР во время войны делали из Т-34 зенитку?
Как в СССР во время войны делали из Т-34 зенитку?
7
Авто-Тема 13:26 27 ноя 2021
Танк ленд-лиза «Черчилль»: за что его любили советские танкисты
Танк ленд-лиза «Черчилль»: за что его любили советские танкисты
16
Авто-Тема 13:19 06 май 2019
Вот зачем советские танкисты рисовали на башнях белые полосы
Вот зачем советские танкисты рисовали на башнях белые полосы
13
Авто-Тема 15:05 01 июн 2019
Как ведро на дуло танка Т-34 помогало выиграть бой у немецких «Пантер»?
Как ведро на дуло танка Т-34 помогало выиграть бой у немецких «Пантер»?
33
Авто-Тема 12:50 04 окт 2021
Три мифа и одна правда о легендарном танке Т-34
Три мифа и одна правда о легендарном танке Т-34
25
Авто-Тема 12:25 11 янв 2019
Документальные фотографии немецких военкоров, сделанные в дни Второй мировой
Документальные фотографии немецких военкоров, сделанные в дни Второй мировой
114
Авто-Тема 12:15 18 мар 2019
Самый необычный подводный бой Второй мировой войны
Самый необычный подводный бой Второй мировой войны
18
Мужской журнал 09:00 11 сен 2021
5 самых неординарных танков Второй мировой
5 самых неординарных танков Второй мировой
4
Авто-Тема 10:54 07 май 2018
Швеция во время Второй мировой войны
Швеция во время Второй мировой войны
15
Мужской журнал 07:01 07 фев 2022
Как конструктор Кошкин создал смертоносный «сюрприз» для Вермахта, и почему Т-34 называют главным оружием Победы
Как конструктор Кошкин создал смертоносный «сюрприз» для Вермахта, и почему Т-34 называют главным оружием Победы
47
Авто-Тема 13:28 19 янв 2019
ГИБДД представила новые основания для остановки и проверки документов у водителей
ГИБДД представила новые основания для остановки и проверки документов у водителей
0
Авто-Тема 09:14 Сегодня

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства