110 лет назад, 30 июля (по новому стилю) 1907 года, по Москве поехали первые механические омнибусы. Граф А.Д. Шереметев на свои деньги приобрел в Германии 12-местный "бензиновый шарабан" NAG (Neue Automobil Gesellschft) и восьмиместный автомобиль "Даймлер".
Они возили пассажиров из Марьиной рощи в Останкино и обратно, принося графу небольшой, но стабильный доход. Проезд в один конец стоил 15 копеек. Обычно их называют автобусами, но фактически автомобили работали как маршрутные такси, поскольку фиксированных промежуточных остановок у них не было, а водитель, он же - кондуктор, останавливался и принимал или высаживал пассажиров в любом месте по требованию
Машинки оказались довольно надежными и долговечными. Снимок, помещенный на заставке, сделан летом 1913 года, когда оба автомобиля были еще на ходу и выглядели неплохо. Слева на фото - NAG, а справа - "Даймлер". В следующем году, в связи с началом Мировой войны, шереметьевские маршрутки реквизировали в армию и их дальнейшие следы теряются.
Интересно, что в 1908 году Московское управление городских железных дорог купило для опытной эксплуатации немецкий автобус "Бюссинг" и пустило его по короткому маршруту между Театральной и Болотной площадями. Однако эта машина на жестких шинах из литой резины быстро вышла из строя, не выдержав тряски на булыжных мостовых, после чего городские власти решили, что безрельсовые самодвижущиеся экипажи для постоянной езды по Москве не годятся.
"Второе пришествие" автобуса на московскую землю произошло только в 1924 году, когда Мосгорисполком купил в Великобритании восемь машин фирмы "Бритиш Лейданд" с солидной пассажировместимостью 28 человек. Их поставили на маршрут, связваший Каланчевскую (ныне - Комсомольскую) площадь с площадью Белорусского вокзала. Но это уже другая история.
Внизу - "Бюссинг" на Театральной площади. На борту надпись "Автомобиль омнибусъ".
Комментарии (0)