Среди причин эксперты выделяют оптимизацию маршрутов и нехватку комплектующих, возникшую после введения санкций. Мнения экспертов относительно того, что из этого имеет большее значение, расходятся
Фото: Кирилл Кухмарь/ТАСС
В России сократили 200 маршрутов общественного транспорта. По
Количество автобусов в городах, которые изучались в рамках исследования, сократилось на 7%, парк троллейбусов и трамваев — на 3%. Все это в основном очень старый транспорт. По данным лизинговой компании ГТЛК, которая в том числе занимается поставками городского транспорта, всего в России насчитывается 440 тысяч автобусов, из них 84% — за пределами нормативного срока. Средний возраст составляет 17,4 года при полезном сроке использования десять лет. Пополнять парк новой техникой мешают в том числе санкции, говорится в исследовании Simetra. Но дело не только в них, считает руководитель группы общественного транспорта Simetra Юрий Сурнин:
Юрий Сурнин
руководитель группы общественного транспорта Simetra
«Снижение числа маршрутов — где-то это результат реформы, где-то — стагнирующего сервиса. В сокращении числа маршрутов разные причины. Самых важных — две. Первая: кончился запас ресурсного обслуживания или идет сокращение востребованных направлений. Вторая причина: исключение дублирования в процессе оптимизации маршрутной сети».
Под реформой понимается оптимизация маршрутов. В ряде регионов власти действительно активно работают в этом направлении: вместо трех старых «Газелей» ставят на маршрут один большой автобус. Убирают дублирующие маршруты, отказываются от маловостребованных прямых маршрутов, предлагая альтернативу с пересадкой: где-то это происходит не очень болезненно, потому что пересадку делают бесплатной, где-то люди сильно возмущаются, потому что приходится платить дважды. Но, по словам председателя Общероссийского объединения пассажиров Ильи Зотова, в основном число маршрутов сокращается именно из-за оптимизации, и это правильный путь. Что же касается проблем с поставкой комплектующих, то они есть, но драматизировать ситуацию не стоит, указывает специалист:
Илья Зотов
председатель Общероссийского объединения пассажиров
«Все заводы, которые работают, загружены практически на 100% в части производственной техники. Это и КамАЗ, и «Группа ГАЗ», и Volgabus — все предприятия сейчас загружены. Более того, для того чтобы дать возможность российским городам обновлять транспорт, используются также промышленные мощности и других автозаводов, в том числе заводы Узбекистана, Белоруссии и других государств, которые так или иначе производят технику. Все эти предприятия загружены сейчас. Есть определенные сложности в части поставок компонентов, но предприятия стараются сделать так, чтобы локализация была на уровне 100%, и все детали производить в России. Вся та техника, которая заявлена, будет поставлена в регионы либо в этом году, либо в начале следующего года. Все это растягивается по времени, но в любом случае все детали, все компоненты, которые заявлены, оплачены регионами и будут поставлены».
Но даже если оптимизация маршрутов в регионах идет в правильном направлении, еще две цифры в исследовании Simetra заставляют задуматься. Так, по их данным, за последний год средний интервал движения общественного транспорта в 84 крупнейших городах России вырос с 16 до 19 минут, а среднее ожидание на остановке любого маршрута увеличилось с 1,8 минуты до 2 минут. Притом что, по данным Росстата, за девять месяцев этого года пассажирооборот автобусного транспорта снизился на 1,2%.
Комментарии (10)