Все про автомобили для мужчин

Уникальный «Электроход» ЗИЛ-135Э

В середине 1960-х одно из сильнейших в стране автомобильных конструкторских бюро, на Заводе имени Лихачева работало над созданием вездехода нового поколения, с электрической трансмиссией.

Что бы не создавать с нуля всю машину, за основу взяли полноприводное шасси ЗИЛ-135, этот грузовик с четырьмя ведущими осями на тот момент был совершенно новым, его производство началось в 1963 году.

Тем самым, задача сводилась к разработке новой, электрической трансмиссии для «ЗИЛ-135К», которой, в перспективе, можно было оснащать уже существующий грузовик.

У обычного «ЗИЛ-135К» с механической трансмиссией есть два двигателя, которые приводят в движение колёса своего борта.

Существующую схему решили сохранить и в электрическом варианте. За кабиной водителя находились два карбюраторных двигателя «ЗИЛ-375», по 180 л.с. каждый, установленные по правой и левой стороне. Каждый из двигателей приводил в движение генератор мощностью 120 кВт, дававший энергию для четырех колёс, по своему борту.

Каждое из восьми колёс грузовика было со своим электромотором и редуктором.

Такая конструкция была сложнее, чем привод всех колёс от одного бортового мотора, через редукторы, но значительно повышала живучесть машины, в случае отказа даже половины мотор - колёс, машина не становилась обездвиженной.

В процессе работы тяговые электромоторы сильно греются, поэтому инженерам пришлось создать систему охлаждения. Она была воздушной, с центробежным нагнетателем воздуха, системой его охлаждения и рукавами - воздухопроводами к каждому из колёс.

Как и у обычного «ЗИЛ-135К», у электрической версии передняя и задняя ось сделаны управляемыми, а вот от подвески как таковой поначалу инженеры вообще отказались.

Впоследствии, в ходе одной из модернизаций всё же оснастили управляемые оси торсионной, по сути, вернув назад «родную» подвеску.

Поначалу вездеход пришлось обуть в тракторные шины Я-175А, размером 15.00-30, потому как ни одни из существовавших в СССР автомобильных покрышек не подходили под такой размер дисков. Колёсные диски, кстати, были сделаны из стеклопластика.

Такое странное решение было обусловлено требованием снижения веса, как всей конструкции в целом, так и самих колёс в особенности.

Новые широкопрофильные шины сделали позже, но диски по-прежнему остались стеклопластиковыми. Четырёхместная кабина грузовика тоже была из стеклопластика, с обратным наклоном ветрового стекла, словно нависающей над передней частью машины.

В последних числах октября 1965 года «Электроход» был собран.

Начались его испытания, сначала в подмосковных Бронницах, а затем в разных частях страны, в том числе в предгорьях Памира и в песках Узбекистана.

Всего в ходе испытаний «ЗИЛ-135Э» проехал около 30 тыс. километров, большая часть которых приходилась на бездорожье разной степени тяжести.

Одновременно с «Электроходом» испытывали так же «ЗИЛ-135ЛН», с гидромеханической трансмиссией.

По результатам испытаний электрическая версия показала себя более эффективной в плане использования мощности двигателей, в некоторых случаях более экономичной, менее склонной к перегреву в жарком климате и не такой требовательной в плане обслуживания.

К тому же, в массовом производстве «Электроход» оказался бы дешевле своего собрата с гидромеханикой.

Судьба прошедшего всесторонние испытания и практически готового к производству вездехода была аналогичной множеству подобных советских разработок.

Высокое руководство посчитало, что выпускать его нецелесообразно. В итоге, «ЗИЛ-135Э» так и остался опытным образцом, хотя ряд технических решений позже был внедрен в тяжелых карьерных самосвалах.

Сама машина уцелела до наших дней, её можно увидеть в музее, в селе Ивановское.

Источник


Источник: Уникальный «Электроход» ЗИЛ-135Э
Опубликовал:
Теги: авто Факты Обзоры зил история колёса грузовик Машина история России

Комментарии (0)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Пока комментариев к статье нет, но вы можете стать первым.
Написать комментарий:
Напишите ответ :
Как ЗИЛ-133ГЯ стал шикарным дальнобойным грузовиком
Как ЗИЛ-133ГЯ стал шикарным дальнобойным грузовиком
10
Авто-Тема 22:21 23 янв 2019
Репортаж из государственного Военно-технического музея близ Черноголовки
Репортаж из государственного Военно-технического музея близ Черноголовки
0
Авто-Тема 10:13 01 фев 2019
Для чего советским грузовикам ЗиЛ-130 сделали скругленный кузов
Для чего советским грузовикам ЗиЛ-130 сделали скругленный кузов
5
Авто-Тема 19:27 15 дек 2022
Единственный и неповторимый ЗИЛ‑135Ш: Ему доверили лунную ракету
Единственный и неповторимый ЗИЛ‑135Ш: Ему доверили лунную ракету
0
Авто-Тема 18:30 09 авг 2021
ЗИЛ-4104 — лимузин для четверых генсеков СССР
ЗИЛ-4104 — лимузин для четверых генсеков СССР
0
Авто-Тема 14:26 15 апр 2021
ЗиЛ-164. Возвращение к жизни
ЗиЛ-164. Возвращение к жизни
10
Авто-Тема 21:46 29 окт 2017
Почему и главное как легендарный автозавод ЗИЛ превратился в руины
Почему и главное как легендарный автозавод ЗИЛ превратился в руины
37
Авто-Тема 14:50 07 фев 2019
ЗИЛ-133 ГД — «сороконожка» из Советского Союза
ЗИЛ-133 ГД — «сороконожка» из Советского Союза
0
Авто-Тема 15:00 03 окт 2021
В Санкт-Петербурге за 2 млн рублей выставили на продажу уникальный автобус ЗИЛ «Юность»
В Санкт-Петербурге за 2 млн рублей выставили на продажу уникальный автобус ЗИЛ «Юность»
0
Авто-Тема 18:40 05 фев 2021
Спецмашины на базе ЗиЛ-133 с «квадратной» кабиной: Самосвалы
Спецмашины на базе ЗиЛ-133 с «квадратной» кабиной: Самосвалы
0
Авто-Тема 15:14 20 ноя 2021
Уникальный ЗИЛ‑135Ш, которому доверили лунную ракету
Уникальный ЗИЛ‑135Ш, которому доверили лунную ракету
0
Авто-Тема 10:42 02 авг 2021
Посмотрим, чем отличались между собой грузовики ЗИЛ-130 и ЗИЛ-4331
Посмотрим, чем отличались между собой грузовики ЗИЛ-130 и ЗИЛ-4331
0
Авто-Тема 13:22 10 янв 2022

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства