В день 135-летия открытия второго постоянного моста через Неву ТАСС представляет пять любопытных фактов о петербургской переправе
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 13 октября. /ТАСС/. 13 октября (30 сентября по старому стилю) 1879 года в Петербурге был торжественно открыт второй постоянный мост через Неву - Литейный. Название происходит от существовавшего поблизости Литейного двора.
Мост соединяет левобережную (или, как говорили до революции, незаречную) часть города с Выборгской стороной. В этом месте до строительства постоянной переправы долгое время находился наплавной Воскресенский мост. Нынешний Литейный мост до Октябрьской революции назывался Александровским, в честь царя Александра II.
В день 135-летия открытия Литейного ТАСС представляет пять любопытных фактов о второй постоянно действующей переправе через Неву.
1. Новая технология строительства привела к жертвам
Литейный мост строился четыре года, с 1875-го по 1879-й, по проекту военного инженера Аманда Струве по новой для того времени технологии. Фундаменты для опор создавались при помощи железных кессонов цилиндрической формы, которые спускались на дно реки, врезаясь в нее острыми краями. Выемку рабочего грунта рабочие производили внутри кессона, в который закачивался воздух под высоким давлением. Новая технология оказалось опасной: при неожиданной разгерметизации кессонов - а таких случаев было два - погибли рабочие.
Выбор кессонов в качестве опоры для сооружения быков моста был связан с тем, что глубина Невы в месте сооружения переправы достигает максимального значения - 24 м. При этом грунты русла реки на этом участке представляют собой иловатую легкосжимаемую глину, обладающую плохой несущей способностью.
Подводные части опор моста, установленные в XIX веке, использованы при реконструкции моста в 1967 году. Также от старого моста сохранилась решетка, изготовленная по проекту петербургского архитектора Карла Рахау. В композицию решетки включен герб Петербурга. Всего на мосту можно насчитать 546 гербов.
2. Самое светлое место города
Долгое время Литейный мост был единственным местом в городе, освещавшимся электрическими фонарями (системы Павла Яблочкова).
В 70-х годах XIX века частные компании, владевшие газовыми и масляными фонарями, монополизировали рынок уличного освещения Петербурга. Однако договор властей с газовщиками распространялся только на действующие объекты. Заключить договор на освещение нового места монополисты не успели, их опередило товарищество электротехнического освещения "П. Н. Яблочков-изобретатель и К".
Благодаря электрическому свету Литейный мост некоторое время был самым светлым местом в Петербурге.
3. Паровозы на мосту
К моменту открытия Литейного моста уже действовала железная дорога в Финляндию Санкт-Петербург - Рийхимяки. Она была открыта в 1870 году. Между тем связи этой дороги с остальными железными магистралями России в то время не существовало. Железнодорожный мост через Неву вместе с подъездными эстакадами был открыт лишь в 1913 году. Для перемещения грузов от Николаевской к Финляндской железной дороге использовались трамвайные пути, в том числе проложенные по Литейному мосту.
Газета "Петербургский листок" в 1913 году писала: "Рано утром, почти ежедневно, на Литейном мосту можно наблюдать необычайное зрелище: движение товарных поездов, идущих от Николаевского вокзала к Финляндской товарной станции. Паровозы с вереницей вагонов, пройдя по улицам и по Воскресенской набережной, выходят на Литейный проспект. Здесь устроена стрелка для перевода поездов на мост. Паровозы втаскивают на мост только по 8 груженых вагонов. Переведя их через мост, паровозы доставляют вагоны к товарным линиям по Нюстадской улице (ныне Лесной проспект. - ТАСС).
Движение товарных поездов по Литейному мосту будет продолжаться до тех пор, пока не закончится постройка моста через Неву на соединительной ветке, идущей от Финляндской жел. дор. к Николаевской линии".
4. Проверка сухогрузом «Каунас»
Уже в XXI веке прочность опор Литейного моста проверил сухогруз "Каунас", шедший по Неве с грузом металлопроката. 16 августа 2002 года судно врезалось в опору, после чего затонуло.
Судоходство в районе Литейного моста было перекрыто на неделю - столько времени понадобилось на то, чтобы извлечь затонувший сухогруз со дна реки. Экипаж из десяти человек в аварии не пострадал, он был снят с борта, мост также остался невредим.
5. Мост был задействован в скандальной акции
Разводной пролет Литейного моста в отличие от многих других мостов города однокрылый. Он имеет огромные размеры: длина крыла - 55 м, ширина - 34 м, вес - 3225 тонн. При этом полный подъем моста длится лишь две минуты.
Этими фактами воспользовались активисты арт-группы "Война", которые в 2010 году устроили скандальную акцию на Литейном. Перед разводкой моста, рядом с которым находится здание регионального управления ФСБ в Петербурге, группа активистов за несколько секунд нанесла на дорожное покрытие переправы рисунок неприличного содержания. После того как мост был разведен, изображение смогли увидеть все находящиеся в тот момент на берегу люди. Акция вызвала неоднозначную реакцию. Центр современного искусства "Инновация" присудил приз арт-группе. В Министерстве культуры РФ, которое являлось одним из учредителей конкурса, дистанцировались от выбора жюри, назвав акцию «Войны» хулиганством.
Хочешь ещё нтересной и полезной информации переходи по ссылке avtomobilisty.mirtesen.ru
Комментарии (2)