Когда накануне встречи с автореставратором Игорем Лучевниковым я рассматривал фотографии его Ford F-100 в интернете, масштаб автомобиля был совсем не очевиден. Настоящий? Или модель? Его выдавали мелкие детали, вроде травы размером с папоротник и слишком глухой тонировки лобового стекла...
Мечта советских школьников стала реальностью: радиоуправляемые модели доступны сегодня в невероятном многообразии вариантов. С электрическими моторами или бензиновыми, с футуристическими кузовами или копиями настоящих. А еще с работающими подвесками, мостами, приводами, дифференциалами — уровень техники сравним со взрослыми машинами. Даже жаль, что мы уже не школьники.
В среде фанатов ценятся модели, где высока доля индивидуальных находок, тем более, переделке поддается все: от кинематики подвески до оформления интерьера. Но если на все фантазии не хватит, полчища фирм предлагают готовые решения.
— Я занимаюсь ремонтом и реставрацией классических автомобилей, — рассказывает Игорь. — О моделировании практически ничего не знал, но зимой наткнулся на тематический форум моделистов и решил попробовать сам. Оказалось, это целая индустрия: грубо говоря, у этого Ford стоят пластмассовые мосты, но можно купить фрезерованные из металла или изготовить самостоятельно. Все компоненты имеют стандартные присоединительные размеры, чтобы вы могли выбрать их из каталогов разных производителей — всё как у настоящих машин.
Для подобных машин существуют соревнования, где важна как техническая начинка, так и мастерство управления. Например, для «краулеров» устраивают триалы или трофи-рейды, где необходимо преодолеть внедорожную трассу за определенное время. Некоторые приемы управления годятся и для взрослой езды: так, одолеваю канаву, Игорь выставлет вездеход диагонально, чтобы длинноходные подвески дали колесам зацепиться за дно.
Несмотря на электропривод модель не боится воды
Нет, она не утонула
Джиперские покатушки обходятся гораздо дешевле реальных
Скорость - не конек "краулеров", но погонять можно
— Я хорошо рисовал и мечтал стать автомобильным дизайнером, — рассказывает Игорь. — Но в России профессия не востребована, а возможности учиться за границей не было. Закончив технический вуз, много лет работал в кузовных цехах автодилеров, а потом, можно сказать, по счастливой случайности, начал реставрировать довольно редкие, классические автомобили, вроде Ford Mustang 1967 года и Porsche 911 поколения 964.
Создание моделей — еще один способ отточить навыки инженера и дизайнера, да и просто дать волю фантазии, создать нечто своё, индивидуальное, проработав до мелочей.
Напримр, в этом «Форде» больше всего цепляет мелкая деталировка, которую Игорь сделал из подручных материалов.
Топор из палочки для суши
Грузовая платворма выглядит почерневшей от времени
...но сделана из школьных линеек
Маленькая лопата отчеканена из куска латуни
Текстура металла выглядит натурально
Фонари и фары зажигаются
Кузова из лексана (поликарбонатной смолы)
Но тут глянец неуместен - покрасил и художественно ободрал
Когда я замечаю, что даже потеки ржавчины под ручками дверей выглядят убедительно, Игорь смеется:
— Да, во время работы я насмотрелся на ржавые кузова.
Но если в этом Ford проявился больше Игорь-дизайнер, то есть и другой проект, где автор выступает уже в роли инженера.
— Модель не копирует существующий автомобиль, но технически будет достаточно сложной, например, кузов собирается на пространственной раме с применением пластика и углеродного композита для достижения идеальной развесовки, — объясняет Игорь.
И пусть тема автомоделизма прочно ассоциируется с детскими игрушками, он дает выход творческой энергии тех, кто чувствует в себе потенциал конструктора. Но при этом не всегда имеет возможности дорабатывать настоящий автомобиль, где бюджетные ограничения ставят крест на большинстве смелых идей.
Автомоделизм позволяет реализовать инженерные амбиции за 1% стоимости. Ведь если талант есть — он проявится даже в масштабе 1:10.
Комментарии (0)