Не каждому суждено войти в историю, но американцу Малколму Бриклину это безусловно удалось. Он даже попал в рейтинг журнала Форбс. Правда это был рейтинг неудачников от автобизнеса.
Что-же у мистера Бриклина пошло не так? Он открыл для США марку Subaru, но это была модель 360 и этим всё сказано. Он создал весьма недурственный стеклопластиковый спорткар имени себя, но тот разделил судьбу легендарного DeLorean. Наконец, он решил продавать в Америке сверхбюджетную машину родом из югославского городка с непроизносимым названием Kragujevac… На этом эпизоде деловой биографии мистера Бриклина остановимся несколько подробнее.
Subaru 360 и Bricklin SV1
О да, это был Yugo! Как и сам дядюшка Малколм, эта машина заняла особое место в автомобильной истории США. Место худшего автомобиля тысячелетия!*
''Каждому иногда нужен Юго''. Со временем народная молва несколько исказила рекламный слоган: ''Каждая машина когда-нибудь станет Юго''
За океаном Yugo — легенда не меньшего масштаба, чем тот же DeLorean! И не удивительно, что эту легенду окружают слухи и сплетни.
Например, о том, что один гражданин умудрился купить на распродаже аж 39 автомобилей по $92 за штуку. Или о том, что одним из условий сотрудничества с югославами со стороны господина Бриклина был запрет на употребление рабочими завода алкогольных напитков до 13:00. Но каковы же факты?
После неудачи с SV1 Малколм Бриклин решил вернуться к идее продавать в США самые дешёвые автомобили. И он не нашёл ничего более подходящего для этой затеи, чем самобеглый экипаж, производимый в далекой Югославии по лицензии FIAT под экспортной маркой Yugo. Однако вопреки распространенной версии о том, что Yugo в Америку привёз мистер Бриклин, это случилось без его участия.
В мае 1984 года неведомый доселе бренд презентовала на автомобильной выставке в Лос-Анджелесе калифорнийская компания YugoCars, Inc. К тому моменту машины были уже сертифицированы по местным требованиям, для чего в конструкцию базовой модели Zastava-Jugo пришлось внести ровно 528 изменений. Была доработана светотехника, внедрены элементы пассивной безопасности и система снижения токсичности.
Но особенно серьезно пришлось поработать над качеством. Планы у импортера были вполне наполеоновские! Так, при цене базовой версии в $4500 заявлялась гарантия 10 лет или 100000 миль плюс бесплатное обслуживание на этот период!Рекламная кампания эксплуатировала две большие американские страсти: патриотизм и секс
Малколм Бриклин ввязался в эту историю только в августе, выкупив у YugoCars, Inc. все права и учредив собственную компанию Yugo of America, Inc. При этом он решил не брать на себя столь внушительных обязательств, ограничившись 3 годами или 36000 милями гарантии, но и цену снизил аж на 500 баксов.
В июле 85-го в порт Балтимора прибыла первая товарная партия Yugo и 400 дилеров по всей стране кинулись заманивать американских покупателей невиданным на родине машинки ассортиментом из нескольких версий: базовой GV («Great Value», да!), GVC со стеклянным люком в крыше, GVL и GVS с улучшенной отделкой. А на сладкое — горячий хэтч GVX с 1.3-литровым инжекторным мотором (тогда как остальные обходились 1100 карбюраторными кубиками) и даже пижонский кабриолет. Правда, последние появились несколько позже.
Версия GVX щеголяла пластиковым обвесом, противотуманными фарами и даже легкосплавными колёсными дисками. По замыслу мистера Бриклина этот хот-хэтч должен был особенно привлекать молодых и задорных американцев.
И понеслось… Югославская экзотика с ходу побила рекорд продаж среди европейских автомобилей в США. В один из дней удалось впарить народу сразу 1050 Юго-мобилей, а всего за 7 лет была продана 141 тысяча машин! Малколм Бриклин по его собственным воспоминаниям зарабатывал на этом бизнесе пару миллионов вечнозелёных в месяц. И после этого его называют неудачником?!
Впрочем, всё закончилось довольно быстро. Как опять же вспоминал мистер Бриклин, югославские товарищи перестали стараться и уронили качество продукции ниже плинтуса. В общем, не оправдали оказанного им высокого доверия.
За сим югославская экспансия на автомобильный рынок США и закончилась. Ну а в 1999 году авиация НАТО сравняла с землей автозавод в Крагуеваце.
* По версии популярной радиостанции CarsTalk (нечто вроде отечественного Авторадио).
Несмотря на то, что большинство Yugo уже закончило свои дни на свалках, время от времени в продаже всплывают машины в отличном состоянии. Этот автомобиль 1986 года цвета Flame Red с бежевым салоном Camel с пробегом 25 тысяч миль был продан за $2500. Таков сегодня порядок цен на хорошо сохранившиеся экземпляры.
Конструктивно Yugo — обычная малолитражка 80-х годов прошлого века. Конкурент неведомой в США Таврии
Интересное еще здесь:
Комментарии (4)