Текст:
Оно даст возможность обычным пользователям фиксировать нарушения правил дорожного движения. На основании этих данных автомобилисты будут получать штрафы
Фото: Донат Сорокин/ТАСС
Приложение «Народный инспектор» будет
Когда приложение заработает, любой россиянин сможет сфотографировать неправильно припаркованный автомобиль. Владельцу придет штраф, а сфотографировавшему — бонусы, которые можно потратить на проезд в общественном транспорте или парковки.
Планируется, что «Народный инспектор» создадут не с нуля. Будет доработано и распространено на всю Россию уже существующее приложение «Помощник Москвы». Тендер на разработку уже провели, итоговая стоимость контракта превысила 134 млн рублей. Для того чтобы распространить опыт Москвы и Петербурга на всю Россию, необходимо тщательно доработать технический регламент, считает автоэксперт Артем Бобцов:
автоэксперт
«Там должен быть серьезный, проработанный список технических требований, которым должен соответствовать и телефон как инструмент, и сама фотография, каким критериям она должна соответствовать, то есть как это нарушение должно быть определено. Эта база серьезно проработана для дорожных средств видеофиксации, для видеокамер на дороге, смартфоны еще пока никак не зарегулированы. Понятно, что реформы были болезненные, которые начались при Собянине, с платными парковками, с серьезными штрафами, с неотвратимостью этих штрафов, и в Москве сейчас самая организованная парковка в России. Люди меньше всего нарушают, можно на основании этого хотя бы сказать, что польза есть. В конечном счете польза всем, потому что пробок стало меньше, парковка стала более упорядоченная, знаешь, когда, где, какие места есть, сколько они стоят. Всем только в плюс в итоге, поэтому сам по себе механизм, как у нас любят говорить, качество может вызывать какие-то нравственные вопросы, но с точки зрения пользы для дорожного движения и для соблюдения правил она неоспорима».
Помимо неправильной парковки планируется, что «Народный инспектор» должен позволять фиксировать «опасную езду». Правда, пока такой статьи в административном кодексе нет, а эксперты сходятся во мнении, что термин слишком размыт и единые критерии того, что такое «опасная езда», придумать довольно сложно.
Вероятно, этот вопрос будет прорабатываться законодательно, а пока предполагается, что фиксировать можно будет «нарушение правил маневрирования». К примеру, разворот или движение задним ходом в неположенном месте.
Для фиксации нарушений в движении гораздо лучше подойдет видеорегистратор, говорит руководитель общественной системы «Обеспечение безопасности дорожного движения» Константин Крохмаль:
Константин Крохмаль
руководитель общественной системы «Обеспечение безопасности дорожного движения»
«Главная проблема — фиксирование нарушения в режиме движения. Проблема в подтверждении, в доказательстве. На данный момент техническая часть может быть использована в качестве видеорегистратора. Там есть привязка к точке, где совершено, время и так далее. Учитывая, что пытаются использовать мобильные телефоны и приложение как техническую часть, как фиксирование нарушения гражданами, то здесь нужно предусмотреть определенный регламент, когда и как надо фиксировать нарушение, продолжительность нарушения, нарушение в движении. Должен быть проблемный лист в качестве постановки нарушителя, когда ему не выписывается штраф, но он находится уже на карандаше у службы, которая очень тщательно смотрит за тем, были ли еще нарушения. Еще один момент: можно использовать и зарубежные системы, если на один автомобиль от разных источников приходит 25-30 жалоб разного свойства, но все привязаны к тому, что человек нарушал правила движения, передвигаясь на автомобиле по любым трассам. Если накапливается определенная сумма этих жалоб, 25-30, тогда на основании этих жалоб можно смело выписывать серьезный штраф на комплексное нарушение правил дорожного движения, единственный момент, чтобы эти 25 жалоб не были от одного человека».
Приложение «Народный инспектор» имеет все шансы стать популярным у россиян. К примеру, по данным газеты «Коммерсантъ», сервисом «Помощник Москвы» пользуются более миллиона человек. В 2022 году с его помощью было зафиксировано более 1 млн нарушений.
Комментарии (4)