Все про автомобили для мужчин
Хотя автомобиль, как устройство сложное и небезопасное, обречён был обзавестись «личным номером» с момента сво

От заимствования из США до «спецсерий»: советские автономера от 30-х до 90-х



Хотя автомобиль, как устройство сложное и небезопасное, обречён был обзавестись «личным номером» с момента своего появления, ни в Российской империи, ни в первые годы советской власти единой системы выдачи номеров по стране не существовало.

В каждом городе, губернии или области местные власти устанавливали свои правила нумерации транспорта. Мы обратимся к более поздним десятилетиям, когда номера разных регионов удалось привести к общему знаменателю.

Как в Америке

Первый общесоюзный стандарт был введён в 1934 году. Тогда было модно копировать в автомобилестроении американские технические решения. Номера для машин тоже выполнили в американском стиле. В США сверху всегда располагалось название штата полностью, а ниже – индивидуальные буквы и цифры, обозначавшие конкретный автомобиль — так было в 30-е, так есть и сейчас.

 

Советские номера тоже открытым текстом указывали на регион. Их сделали двухстрочными. Сверху – цифры. Их было от трёх до пяти в зависимости от численности автопарка региона. Максимальный вариант с пятью цифрами выглядел так: одна цифра, тире, две цифры, тире, ещё две цифры, снизу – название города, области, края. Фон, судя по чёрно-белым фото, был светлым, знаки – чёрными.

Если короткое название города, например, «Москва» помещалось на знаке полностью, то длинное – нет. Например, Ленинград обозначался сокращённо «Лен-град». Есть версия, что фон знака был голубым или светло-зелёным. Проверить это сложно, так как сохранившиеся номера того стандарта почти не встречаются. Как и в 20-е годы, номера выдавали местные органы, управлявшие коммунальным хозяйством.

Довоенные

В 1936 году основана Государственная автомобильная инспекция – специальное подразделение милиции, занимавшееся безопасностью уличного движения. Ему и передали учёт автотранспорта с выдачей регистрационных номеров.

Стандарт двухгодичной давности признали неудачным, и вскоре появился новый, в который были заложены принципы, сохранявшиеся десятилетиями во всех новых стандартах.

Передний номер сделали однострочным, задний – двухстрочным. Сначала шли две буквы, обозначавшие город, область, край или республику. Далее – четыре цифры: две и две через тире.

На заднем номере буквы располагались сверху, цифры – снизу. Фон выбрали чёрный знаки – белые.

Номера образца 1936 года, в просторечии «довоенные», были довольно большие, буквы и цифры одинаковые по высоте. Уже тогда в Москве грузовикам и автобусам выдавали пару номеров, легковым машинам – только задний.

Почему поступили так, документальные свидетельства пока не найдены. В остальных регионах у легковушек был и передний номер.

На мотоциклы выдавали целых три номера. Задний двухстрочный был уменьшенной копией автомобильного. Передний состоял из двух половин. Его ставили на переднее крыло мотоцикла поперечно, одна половина обращалась в левую, другая – в правую сторону.

Существовали также специальные номера со словом «проба», «транзит» или «прицеп», двумя уменьшенными буквами и четырьмя обычными цифрами.

Перед самой войной, в конце 1940-го, или в первые месяцы 1941 года предпринималась попытка изменить стандарт, уменьшить размеры номеров. Буквы и цифры сделали поменьше. На переднем однострочном знаке буквы поместили в левом верхнем углу, на заднем двухстрочном – тоже. До полной перерегистрации транспорта дело не дошло.

В наше время много довоенных номеров образца 1936 года нашли на месте боёв поисковики, занимающиеся так называемой «копаниной». Причём, где-нибудь под Смоленском или Ленинградом находятся номера с сериями, выданными в Сибири, в кавказских и азиатских республиках. «Полуторки» и «трёхтонки» мобилизовывали по всей стране и прямо с номерами отправляли на фронт. Состояние табличек, по 70 лет пролежавших в лесах, обычно плачевное, многие экземпляры непригодны для реставрации.

Первые послевоенные

После войны требовалось провести полный переучёт уцелевшего в народном хозяйстве, доставшегося в качестве трофеев и по лендлизу транспорта. В 1946 году введён новый стандарт, так называемые «жёлтые» номера. Компоновка повторяла прежнюю – спереди две буквы, за ними цифры, сзади – сверху две буквы, снизу – цифры. Спереди буквы снова находились в левом верхнем углу, сзади – над цифрами посередине. Канавка по периметру номера вдавленная, знаки – выдавленные прямоугольного сечения. Фон обычно был жёлтый, знаки – чёрные.

Впрочем, по решению местных властей разрешался также чёрный фон и белые знаки. Этим воспользовались в Москве. На легковой транспорт столицы, и частный и государственный, давали, как до войны, один задний чёрный номер. Столичным грузовикам, как и по всей стране, полагалась пара жёлтых. Передний легковой номер появился в Москве только в середине 50-х. Иногда сочетание букв прямо указывало на регион, иногда не имело с его названием ничего общего.

Москву поначалу обозначали номера на «М», но не все. «МС» и «МТ» выдавались в Молотове (Перми), «МЧ» – в Мордовии, «МФ», «МХ» в Мурманске и т.п. Когда многотысячный столичный автопарк поглотил все выделенные сочетания на «М», в ход пошла буква «Э». До смены стандарта в 1959 году разошлись серии от «ЭА» до «ЭП». Ленинград обозначался буквами от «ЛА» до «ЛК» и «ЛН», но «ЛЛ» или «ЛТ» обозначали Литву, «ЛМ», «ЛО», «ЛП» – Латвию. Киев носил номера «УШ», УЭ», «ЩА», «ЯЮ» Минск – «ЖТ», «БН», «БО». Запорожье – «ЩУ», «ЖГ», Ульяновск – «ХЛ», «ХМ», «ХН», «ХР». Московской области именно в 1946-м досталась первая буква «Ю», причём все серии от «ЮА» до «ЮЯ».

При стандарте 1946 года в Москве ввели деление на типы транспорта – частные машины, легковые государственные и грузовые. Частные серии были «МИ», «ЭВ», «ЭЗ» (задние) «ЭИ», «ЭК», «ЭО» (парные). «Легковые государственные» – «МА», «МБ», «МЗ», «МК», «МО», «МЮ», «МЩ».

Спецсерия «ЭЖ» выдавалась на такси, но только после 1953 года, остальные разошлись на грузовиках. В Московской области и других регионах одни и те же серии давали на частные и государственные легковушки, а также на грузовой транспорт.

В том же стандарте появились «спецсерии» для международного движения (машин, выезжающих за рубеж). Например, в Москве «АВ». На мотоциклы выдавали один задний номер, всегда жёлтый, уменьшенный автомобильный. Прицепам полагался двухстрочный с буквами в верхнем левом углу, за которыми следовала надпись маленькими буквами «прицеп», снизу были четыре цифры, как у автомобилей

Резкий рост парка автотранспорта привёл к тому, что к концу 50-х сочетаний двух букв стало не хватать. К тому же было решено, что буквы должны следовать за цифрами, которые важнее для определения конкретной машины. Так был разработан ГОСТ 3207-58, введённый в действие с 1 января 1959 года, в обиходе – «чёрные номера». Сами таблички снова стали черными, номер наносился на него белой краской.

Расположение элементов на номерном знаке зависело от того, на какой части автомобиля он находится: на переднем номере буквы с цифрами были выстроены в одну линию, на заднем буквы помещались под цифрами.

Новый стандарт автомобильных номеров был введен в 1982 году. Как и в начале 1930-х, они снова стали писаться черной краской на белом фоне. Между парами цифр исчез дефис, а одна из трех букв была уменьшена в размере и вынесена перед цифрами. К выведенным из использования в номерах еще пятьдесят лет назад буквам «Ё», «Й», «Ъ», «Ы» и «Ь» добавилась «Щ».

В 1993 году ГОСТ 50577-93 ввел новый формат действующих автомобильных знаков, действующий по сей день. Он включил в себя трехзначный регистрационный номер, серию, состоящую из трех букв, одна из которых вынесена, как и при прежнем формате, а также код региона.

В новых номерах было разрешено использовать только те буквы, графические аналоги которых встречаются и в кириллице, и в латинице.


Источник


Источник: От заимствования из США до «спецсерий»: советские автономера от 30-х до 90-х
Опубликовал:
Теги: фото транспорт Смоленск автомобиль США

Комментарии (0)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Пока комментариев к статье нет, но вы можете стать первым.
Написать комментарий:
Напишите ответ :
Убойная мода 80-х и 90-х
Убойная мода 80-х и 90-х
0
Мужской журнал 13:01 10 окт 2017
Сталинские репрессии 30-х годов. А вы уверены, что они сталинские?
Сталинские репрессии 30-х годов. А вы уверены, что они сталинские?
4
Ваши новости 22:01 06 авг 2017
В 1920-х годах в США родился гибрид человека и шимпанзе
В 1920-х годах в США родился гибрид человека и шимпанзе
13
Мужской журнал 07:01 11 фев 2018
Мода на тело в 80-х
Мода на тело в 80-х
5
Авто-Тема 13:59 14 мар 2018
Общество «Долой стыд!»: как в СССР в 1920-х гг. боролись с буржуазными сексуальными предрассудками
Общество «Долой стыд!»: как в СССР в 1920-х гг. боролись с буржуазными сексуальными предрассудками
29
Мужской журнал 07:02 23 июл 2018
Именно благодаря таким как он, Россия и другие советские республики смогли пройти через жуткое безвременье 90-х.
Именно благодаря таким как он, Россия и другие советские республики смогли пройти через жуткое безвременье 90-х.
80
Ваши новости 13:01 06 апр 2019
Легендарные автомобили 90-х, которые не подводят по пустякам
Легендарные автомобили 90-х, которые не подводят по пустякам
22
Авто-Тема 15:13 17 янв 2019
Кто на самом деле устроил в СССР голод 30-х годов?
Кто на самом деле устроил в СССР голод 30-х годов?
1
Ваши новости 10:01 27 ноя 2018
Пятерка внедорожников 90-х, которые следовало бы вернуть
Пятерка внедорожников 90-х, которые следовало бы вернуть
0
Авто-Тема 22:24 08 апр 2018
Мода на тело в 80-х
Мода на тело в 80-х
0
Авто-Тема 13:59 14 мар 2018
Потрясающие фотографии лучших моделей журнала Autobuff 1980-х годов
Потрясающие фотографии лучших моделей журнала Autobuff 1980-х годов
0
Авто-Тема 22:14 24 мар 2019
От 1960-х до 1990-х : Как наши папы и дедушки улучшали свои автомобили
От 1960-х до 1990-х : Как наши папы и дедушки улучшали свои автомобили
10
Авто-Тема 21:31 30 окт 2018

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства