В этой статье хотелось бы обсудить принципиальные отличия в подготовке водителей легкового транспорта в Норвегии и в России.
Если мы обратимся к индексу человеческого развития, то увидим на первом месте как раз Норвегию. Думаю, лучше всего про ИЧР скажет тот факт, что там учитываются такие факторы как:
- продолжительность жизни населения
- уровень образования населения
- уровень жизни населения
Что такое счастливый человек, на мой взгляд? Это такой человек, у которого ожидания от жизни не расходятся с фактическим положением вещей. А это, как правило, происходит в том случае, если человек является специалистом в своём деле, а государство активно помогает человеку решать все социальные проблемы. Если кому интересно, то в отчёте за 2020 год на первом месте в ИЧР Норвегия занимает первое место с индексом 0,957, а Россия - 52-ое место с индексом 0,824.
Сдача теоретического экзамена
В автошколах России до 2013 года существовала возможность сдачи теоретического экзамена экстерном, т.е. без обучения в автошколе. Курсант мог самостоятельно готовиться к экзамену по методическим пособиям, однако после изменения законодательства теперь в том числе и теоретическое обучение происходит только в автошколе.
Что касается Норвегии, то кандидат в водители вправе готовиться к теоретическому экзамену самостоятельно, используя методические материалы. Это первое отличие, но оно менее существенное, чем сам теоретический экзамен.
Что включает теоретический экзамен в России? Типовой набор дорожных ситуаций, в которых нужно принять решение. Даже если Вы ни разу не открывали правила дорожного движения, этот набор вопросов-ответов можно заучить. В теоретическом экзамене в Норвегии другая стратегия - на понимание, а не на заучивание. Если Вы решили сдавать права категории B (Passenger Car / Van), то на сдачу теоретического экзамена кандидату в водители даётся 90 минут времени и 45 вопросов. Для получения "pass" (сдал) нужно правильно ответить на 38 вопросов (84,4% правильных ответов).
Что интересно, теоретический тест можно сдавать не только на английском и норвежском языках, но и на финском, курдском, арабском и турецком. Так вот, среди вопросов на теоретическом экзамене есть вопросы, где необходимо, например, рассчитать длину тормозного пути автомобиля при условии, что тормозить он начнёт с такой-то скорости. Т.е. от кандидата в водители требуется понимание процесса, а не заучивание ответов.
Интересен и финансовый подход в Норвегии при организации обучения. Стоимость теоретического экзамена составляет 680 норвежских крон, а сумма всех финансовых издержек, которые связаны со сдачей теоретической части - 4820 норвежских крон. Те, кто хочет перевести норвежские кроны в евро, надо эти суммы умножить на 0,099.
Сдача экзамена по вождению
Если Вы сдали теоретический экзамен, то он остаётся валидным в течение последующих трёх лет. И именно в практическом экзамене (вождение) кроются самые значимые отличия от нашей, российской, системы.
Подготовка к практической части экзамена состоит из четырёх модулей:
- Курс по оказанию первой медицинской помощи
- Курс по безопасному вождению автомобиля
- Курс по ночному вождению автомобилю
- Курс по экстремальному вождению автомобиля (вождение на длинные дистанции, вождение на скользкой поверхности, эко-вождение)
Вождение автомобиля в городе занимает весьма малый процент от общей продолжительности подготовительного курса. Т.е. то, что у нас занимает примерно 85% времени. А если инструктор ленится, то кандидат в водители всё время колесит по одному и тому же маршруту.
Что такое ночное вождение в Норвегии? Оно проводится в тёмное время суток и сначала за руль автомобиля садится инструктор, кандидат в водители садится на пассажирское кресло и инструктор, например, демонстрирует на примере манекенов, на которых либо надеваются, либо не надеваются светоотражающие жилеты, как меняется расстояние обнаружения препятствия на дороге. Показывается, как реагировать на выбегающих ночью на дорогу животных (тоже в виде манекена) и т.п. После этого уже кандидат в водители должен сдать нормативы.
Не менее интересен курс по экстремальному вождению. На полигоне имеются специально оборудованные участки, которые имитируют скользкую дорогу. Кандидат в водители должен уметь объезжать препятствие, противодействовать начинающемуся заносу, тормозить на скользком дорожном покрытии и т.п. Как же не хватает всего этого российским водителям! Очень часто встречается такая формулировка "Водитель потерял контроль над автомобилем". А по факту - не правильно отреагировал на внештатную дорожную ситуацию, т.к. в принципе не был научен тому, как действовать в этом случае. Но нужно понимать, что такие требования к будущим водителям в Норвегии обусловлены тем, что дороги в стране извилисты, узки и одно неверное движение может навсегда отправить и автомобиль и водителя в отвесное ущелье.
Эко-вождение - это тоже интересный курс. Поскольку одна из главных целей многие государств сейчас - забота об экологии, то в этот тренд укладывается стремление снизить интенсивность образования выхлопных газов при вождении автомобиля. Поэтому будущий водитель обучается навыкам того, чтобы правильно пользоваться педалями тормоза и газа в зависимости от дорожных условий. Ну и тут же хотел бы отметить, что в Норвегии активно замещается транспорт с ДВС на электротранспорт.
В курсе медицинской помощи помимо тренировки действий по оказанию помощи пострадавшим отрабатываются такие полезные навыки, как выбраться из перевернувшейся машины и т.п. Т.е. тренируются не только теоретические, но и мануальные навыки.
Также надо отметить, что весьма пристальное внимание уделяется знанию конструкции автомобиля. А перед практической частью экзамена кандидат в водители должен продемонстрировать умение оценивать безопасно или нет для эксплуатации транспортное средство. Поэтому спектр умений "я научился нажимать на педаль тормоза и газа" не поможет сдать экзамены.
Комментарии (0)