Все про автомобили для мужчин

Необычные варианты ГАЗ-69

Первой в списке у нас будет продукция Опытного завода № 85 Министерства гражданской авиации СССР. Располагался этот завод в Риге и обеспечивал всевозможной аэродромной спецтехникой потребности всего Советского Союза!

Ныне этого завода уже не существует, но мы с коллегами еще успели застать его в строю, посетив прямо накануне закрытия, в ноябре 2008-го. Об этом, правда, стоит когда-нибудь сделать отдельный пост.

Так вот, возвращаясь к «газикам»: на основе ГАЗ-69 в Риге строили автотранспортеры АТ-2, АТ-4 и АТ-4М, которые служили для механизированной погрузки и разгрузки багажных отсеков самолетов. Более ранняя модель АТ-2 имела прямую стрелу с ленточным транспортером, передний край которой мог подниматься при помощи гидроцилиндров.

Привод транспортерной ленты осуществлялся от гидромотора. Вся эта конструкция устанавливалась внутрь обычного кузова ГАЗ-69, с которого предварительно демонтировались тент, рамка ветрового стекла и задний борт.

Автотранспортер АТ-2 в работе // Фото П.Балабанова, апрель 1961 г.

В дальнейшем в Риге освоили более совершенные модели АТ-4 и АТ-4М, в которых появилась закрытая кабина водителя и совершенно новая стрела с двумя независимыми раскладными транспортерными секциями, каждая из которых имела собственный гидромотор и собственный гидроцилиндр для регулировки угла наклона.

Во избежание опрокидывания машины во время погрузки тяжелого багажа в переднем и заднем свесе рамы устанавливались выдвижные аутригеры. После АТ-4М в Риге делали транспортеры модели АТ-6 на шасси «головастика» УАЗ-452Д, переделывая его кабину в укороченную 1-местную.

Автотранспортер АТ-4 // Фото из заводского архива

Пару моделей аэродромных спецмашин делал и сам Ульяновский автозавод. Речь про аэродромные пусковые агрегаты АПА-12 (УАЗ-915) и АПА-12Б (УАЗ-915Б). Помимо запуска авиадвигателей, имеющих электростартеры, в задачу аэродромного пускового агрегата входила проверка электрического и гидравлического оборудования самолетов. Первую такую машину – УАЗ-915 – на заводе разработали в 1958 году.

Она имела стандартный кузов от ГАЗ-69, внутри которого на месте пассажирских сидений были смонтированы гидронасос и электрогенератор с приводом от коробки отбора мощности, измерительные приборы, гидравлические магистрали и провода для подключения к соответствующим сетям самолета.

Однако производительность гидросистемы УАЗ-915 оказалась недостаточной, поэтому уже в 1962 году была разработана модернизированная машина УАЗ-915Б. Она получила 2-местную кабину для экипажа и отдельную металлическую надстройку фургонного типа для более удобного и рационального размещения спецоборудования. Серийный выпуск таких машин продолжался до октября 1966 года.

Аэродромный пусковой агрегат АПА-12Б, он же УАЗ-915Б // Фото из заводского архива

Довольно активно ГАЗ-69 применялся и в пожарной охране – например, в виде пожарного автонасоса ПМГ-20, выпускавшегося в Курганской области Варгашинским заводом противопожарного оборудования.

По сути, он выполнял функции современного автомобиля быстрого реагирования, первым доставляя к месту возгорания боевой расчет, который мог оперативно начать тушение, подключившись к водопроводной сети или организовав забор воды из близлежащего открытого водоема.

«Огнеборец» ПМГ-20 // Фото А.Новикова

А еще ГАЗ-69 нашел применение у городских коммунальщиков как база под монтаж оборудования тротуароуборочной машины!

Разработку такой «подметалки», получившей обозначение Т-3, провели еще в конце 1950-х годов специалисты КБ Управления благоустройства Мосгорисполкома и Академии коммунального хозяйства им. Памфилова, а серийный выпуск был организован с 1960 года на АРЗ № 3 Управления авторемзаводов г.Москвы.

Первоначально Т-3 выпускалась только в виде «зимней» машины с плужно-щеточным оборудованием (плуг впереди, цилиндрическая щетка под днищем в пределах колесной базы) и пескоразбрасывателем сзади.

Тротуароуборочная машина Т-3 с плугом впереди и щеткой под днищем // Фото А.Новикова

Но в дальнейшем, в 1964-м, появилась и круглогодичная модификация Т-3ПУ. Летом она занималась уборкой городских улиц от пыли и мусора, будучи оборудованной двумя круглыми лотковыми щетками в пределах базы и одной широкой цилиндрической щеткой в корме.

Сметаемая пыль загружалась в герметичный ящик, установленный в задней части кузова. Зимой вместо подметального оборудования на машину навешивались те же самые плуг и щетка, что и на обычную Т-3.

Из-за большой массы на задний мост Т-3ПУ пришлось ставить усиленную подвеску и оригинальные колеса с шинами размерности 8,25-15 вместо 6,5-16. Выпуск таких коммунальных машин продолжался в Москве до 1972 года.

Тротуароуборочная машина Т-3ПУ в летнем варианте // Фото А.Новикова

У телевизионщиков ГАЗ-69 нашел применение в виде операторского автомобиля, который мог обеспечивать проведение съемок как в движении (с откидных площадок перед капотом и позади заднего борта), так и в стационарном положении (с площадки на крыше переоборудованного кузова).

Изготовлением таких машин для областных телецентров занимался Саратовский киномеханический завод Министерства культуры РСФСР.

Кинооператорский автомобиль на базе ГАЗ-69 // Репродукция из журнала «Техника кино и телевидения»

А вот на фото ниже – пример использования автомобиля ГАЗ-69 в качестве базы под монтаж буровой установки. Точно не знаю, но скорее всего, такие машины строили в Алапаевске на заводе «Стройдормаш».

Буровая установка на базе ГАЗ-69 // Фото из архива А.Дюпуи

Но, пожалуй, самые экзотические машины на основе ГАЗ-69 строили на Рижском опытном автобусном заводе «РАФ». Речь про пассажирские шахтные автопоезда для работы в подземных соляных рудниках 1-го Солигорского калийного комбината в Белорусской ССР.

Расстояние от ствола шахты до забоев в Солигорске порой достигало 7 км, и прежде горнякам приходилось преодолевать его пешком дважды за смену! Всего в 1965-1968 гг. на комбинат попали 35 таких автопоездов, в т.ч. 3 опытных (с двумя прицепами каждый) и 32 серийных (с одним прицепом).

Тягачи назывались РАФ-983 и вмещали 7 пассажиров и водителя. Прицепы назывались РАФ-725 и были рассчитаны на 12 (первый опытный) или 18 пассажиров. Кузова прицепов были унифицированы по наружным панелям с микроавтобусами РАФ-977Д и имели четыре управляемых колеса с независимой подвеской от «Москвича-403».

Шахтный автопоезд РАФ-983-725 // Заводское фото

Ну и еще одно бонусное фото – пример того, как совершенно стандартные автомобили ГАЗ-69 в СССР часто оборудовали самыми причудливыми надстройками для участия в первомайских и ноябрьских демонстрациях.

Благодаря низкому силуэту кузова «шестьдесят девятый» подходил для подобных целей как нельзя лучше! На этом фото – ГАЗ-69 во главе колонны демонстрантов треста «Союзшахтоосушение».

«Демонстрационный» ГАЗ-69 треста «Союзшахтоосушение» // Фото из фондов музея ВГСЧ, г.Новомосковск

С июля 1957-го по июль 1961 года на Ульяновском автозаводе шло проектирование универсальных строительных машин так называемой серии УСМ. Эта работа проводилась на основании распоряжения Ульяновского Совнархоза и договора с НИИ организации механизации и технической помощи строительству.

Необходимость создания таких машин была обусловлена активным развитием жилищного строительства в стране, вызвавшим острую потребность строительных организаций в малотоннажном транспорте.

Серия УСМ проектировалась на основе серийного автомобиля ГАЗ-69 с прицепом ГАЗ-704 под руководством конструкторов В.Т. Авершина и В.Ф. Федорова. В общей сложности в рамках серии были разработаны 22 единицы техники и навесного оборудования, из числа которых на УАЗе в металле были реализованы самосвал УАЗ-455, седельный тягач УАЗ-456 и три образца полуприцепов (бортовой УАЗ-749, цистерна УАЗ-749Ц, роспуск УАЗ-749Р).

Самосвал УАЗ-455 // Заводское фото

Самосвал УАЗ-455 (ведущий конструктор В.Т. Авершин) предназначался для перевозки цементного раствора или сыпучих грузов весом до 500 кг по территории стройплощадки. Его кабину сформировали из половинки стандартного кузова ГАЗ-69, но сразу позади передних сидений теперь имелся глухой металлический борт с закрепленным на нем запасным колесом. На задней части рамы установили 0,25-кубовую металлическую платформу ковшового типа с рычажным подъемным механизмом, приводимым от горизонтального гидроцилиндра. Для питания гидросистемы к «раздатке» потребовалось пристыковать коробку отбора мощности с лопастным гидронасосом. Опытный образец самосвала был изготовлен в 1958 году.

Самосвал УАЗ-455 в процессе разгрузки // Заводское фото

Годом позже из экспериментального цеха вышел седельный тягач УАЗ-456 (ведущий конструктор Н.К. Козлова). Его 2-местная кабина была полностью аналогична УАЗ-455, но вместо самосвальной установки на его раме было смонтировано седельно-сцепное устройство и присоединительная головка для подключения гидравлической тормозной системы полуприцепа. На первых порах к нему цеплялся временный одноосный полуприцеп с колесами от ГАЗ-ММ.

Седельный тягач УАЗ-456 // Заводское фото

УАЗ-456 с временным одноосным бортовым полуприцепом // Заводское фото

К концу 1959-го был доделан штатный полуприцеп модели УАЗ-749 с деревянной бортовой платформой грузоподъемностью 2 т и двумя осями, унифицированными по колесно-ступичной группе, подвеске и тормозам с ГАЗ-69. С учетом возросшей до 4,4 т полной массы седельный тягач комплектовался форсированным нижнеклапанным двигателем модели ГАЗ-21Б.

УАЗ-456 с бортовым полуприцепом УАЗ-749 // Фото из архива М.Шелепенкова

Во второй половине 1960 года для работы с тягачом УАЗ-456 были построены образцы полуприцепа-водовоза УАЗ-742Ц с 2-кубовой цистерной и телескопического роспуска УАЗ-749Р для перевозки пиломатериала и бревен весом до 2,25 т (точнее, по сегодняшней терминологии этот полуприцеп правильнее было бы называть сортиментовозом). Конструкция УАЗ-749Р позволяла адаптировать его для перевозки любых длинномеров размерностью от 4 до 8 м за счет перемещения тележки относительно дышла в одно из четырех фиксированных положений.

Автопоезд УАЗ-456-749Р на перевозке досок // Заводское фото

Автопоезд УАЗ-456-749Р на перевозке неотесанных стволов деревьев // Заводское фото

Техника серии УСМ демонстрировалась в 1961 году на ВДНХ СССР, где получила бронзовую медаль. Уже за рамками темы УСМ на шасси УАЗ-749 был разработан двухосный полуприцеп-фургон с холодильной установкой. Решение о развертывании серийного производства серии УСМ так и не было принято.

УАЗ-456 с рефрижераторным полуприцепом // Заводское фото

Источник


Источник: Необычные варианты ГАЗ-69
Опубликовал:
Теги: авто Факты Обзоры история УАЗ

Комментарии (15)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Игорь Олегович 
Хорошая машина, красивая
Константин Кутасов 
Для своего времени машина была классной. А по проходимости вообще вне конкуренции.
Женя Паровозов 
Только жрет много... до 15 литров на 100 км. Но тогда никто об этом не думал
Юрий К
для своего времени удачная машина!
серж волк 
Бедный козлик!) что только ему не навешивали!) А машинка красивая, отличный дизайн!
Виктор Филатов 
У меня было два 8-местных "козлика". До сих пор жалею что продал их.
Анатолий Нахтигаль 
Газ 69 ( не путать с ГАЗ 69А) по паспорту был машиной грузововой. Этим пользовались военные механики, которым не положен был по штату легковой автомобиль. В моём УНРе главмех умудрился кузов ГАЗ 69 воткнуть на шасси УАЗ469.
Виталий ев 
А я в Новомосковске живу и помню тут демонстрацию треста "Союзшахтоосушение")))
Игорь Иванов 
Мой дядька на таком председателя колхоза возил, ну и нас маленьких... Коробка трехступенчатая...
Геннадий Половнёв 
До сих пор не понимаю, почему не продавали сельчанам эту технику. В хозяйстве не заменимая вещь, умельцы даже к мотоциклу плуг пристраивали.У сельчан деньги в чулках положены, а государство как собака на сене, - не себе, не вам.
Султанов СМ 
Машина супер.А проходимость просто отпад, проходил там, где даже Белорусы проходили с трудом!Классная тачка!
Георгий Пырх 
А у нас в АТК УБР Речица. ставили дв от НЫССЫ. По конструкции такой-же дв только выше из-за верхнеклапанной головки. Крепление такое-же по этому приходилось кувалдой откорректировать кабину за дв. Получалось классно. Большой запас мощности. Всё-же прежнего мотора было маловато, всего-лишь 51 сила. А там то-ли 70 то-ли 80 сил. Точно не помню.
Эдуард Степанов
Проходимый да ещё и кабриолет.СКАЗКА!
Написать комментарий:
Напишите ответ :
Интересные варианты тюнинга ГАЗ 69
Интересные варианты тюнинга ГАЗ 69
0
Авто-Тема 07:52 26 дек 2021
У кого лучше проходимость: М-72 против ГАЗ-69А
У кого лучше проходимость: М-72 против ГАЗ-69А
0
Авто-Тема 14:46 17 июл 2021
Отечественный ГАЗ‑69 — что в нем от иномарок?
Отечественный ГАЗ‑69 — что в нем от иномарок?
0
Авто-Тема 11:01 21 янв 2022
Необычные аварии и впечатляющие ДТП (18 фото)
Необычные аварии и впечатляющие ДТП (18 фото)
2
Авто-Тема 19:09 01 дек 2022
Чем заменить дверь: самые простые варианты и как это выглядит
Чем заменить дверь: самые простые варианты и как это выглядит
1
Все о работе руками 10:01 22 май 2023
Самые необычные автомобили СССР
Самые необычные автомобили СССР
0
Авто-Тема 07:39 01 мар 2019
Китайская BAIC раскрыла новую внешность преемника советского ГАЗ-69
Китайская BAIC раскрыла новую внешность преемника советского ГАЗ-69
0
Авто-Тема 11:31 27 дек 2021
Легендарный ГАЗ-69 в новом обличии
Легендарный ГАЗ-69 в новом обличии
0
Авто-Тема 13:37 29 мар 2021
Малоизвестные модификации внедорожника ГАЗ-69
Малоизвестные модификации внедорожника ГАЗ-69
1
Авто-Тема 13:33 28 апр 2021
Шикарный внедорожник на базе ГАЗ-69
Шикарный внедорожник на базе ГАЗ-69
0
Авто-Тема 14:00 17 фев 2021
Какие позы в сексе нравятся женщинам меньше всего
Какие позы в сексе нравятся женщинам меньше всего
74
Мужской журнал 18:02 05 июн 2018
«Пятёрка» автомобилей, которые оказались слишком инновационными для своего времени
«Пятёрка» автомобилей, которые оказались слишком инновационными для своего времени
0
Авто-Тема 10:54 Сегодня

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства