Уже не однократно отмечал, что Советскую Армию к концу 80-х готовились серьёзно перевооружить. Заодно отказавшись от практики переделки устаревшей техники во что-то другое. Если в 60-70 годы это ещё можно было объяснить слабостью военной промышленности и необходимостью куда-то пристроить десятки тысяч устаревших бронекоробочек, то к началу 80-х это создало множество проблем – в армии эксплуатировалось несколько поколений колёсной и гусеничной техники, в значительной части безнадёжно устаревших конструкций. Например, для изготовления различных специальных бронемашин (1В18 «Клён», Р145 «Чайка», ППУА Р-975, ПУ-12 и прочие) использовались снятые с вооружения шасси от БТР-60ПБ (хотя даже до начала 90-х годов сами эти бронетраспортёры в товарных количествах ещё оставались в армии)
Принципиальным моментом всё-таки стало стремление перевести всю военную технику на современную основу и отказ от архаизмов. С этой целью было разработано унифицированное шасси К1Ш1 (УНШ-1 и УНШ-2) на базе самого современного на то время бронетраспортёра БТР-80. Триада имеющих единую силовую установку боевых машин (БТР-80/К1Ш1, «Урал»-4320 и КАМАЗ-4310) и должны были основой колёсной техники всей армии. Увы, с распадом СССР этим планам уже было не суждено осуществиться.
Сами же специальные бронеавтомобили на шасси К1Ш1 в небольших количествах успели попасть в армию, первое боевое крещение они получили уже в войне на Донбассе.
На авторском фото – К1Ш1 армии Донецкой Народной Республики:
Недогосударству укропия, на удивление, таких машин досталось совсем не много. По сравнению с тысячами единиц другой бронетехники, эти исчисляются даже не сотнями, а десятками - сказались горбачёвская «перестройка». В современной российской армии уже достаточно массово стоят на вооружении в качестве всевозможных специальных машин:
И санитарно-эвакуационных:
В не доброй памяти 90-е годы некоторые экземпляры попали в частные руки:
Что очень печально, ибо техника очень нужная в армии.
В процессе изготовления на Арзамасском заводе:
Армия бандеростана, несмотря на огромные сокращения до войны, оказалась в страной ситуации – в специальных частях связи и командных пунктах войсковых частей К1Ш1 оказалось не так уж и много – буквально единичные экземпляры.
В то же время, две машины были выпотрошены, их вооружили пулемётными башнями и отправили служить в милицию:
Фото военного времени из Запорожья – перекрашенный:
До войны укроп слепил две командно-штабные машины на базе БТР-70, ещё четыре были изготовлены в 2016 году. Последние принимали участие в параде на Крещатике в 2018 году:
В отжатом Крымском полуострове на вооружении 36-й бригады береговой обороны имелось несколько экземпляров К1Ш1:
Точно указать количество трудно – фотографии разных лет, технику могли перекрасить или она могла сменить бортовой номер
Под вопросом только этот броневик – вот он на крымском параде в 2013 году:
Весной 2014 года его засекли на николаевском бронетанкоремонтном заводе:
Чуть позже он оказался в 24-й механизированной бригаде:
В профильном каталоге портала LostArmour собрана почти вся наличная матчасть, остаётся только сделать некоторые уточнения.
Например, эта машина сначала побывала в Ираке:
Потом где-то стояла всеми забытая, только с началом войны на Донбассе нацики решили её оживить для восполнения потерь:
После ремонта передана в 79-ю аэрокроватную бригаду:
Снова перекрашенная и уже вооружённая крупнокалиберным пулемётом ДШКМ на самодельной турели:
Все остальные машины достаточно бережно хранились в частях, однако большинство из них засветилось уже на войне.
1. Ещё две «Кушетки» из 24-й бригады:
Эта ранее успела побывать в оккупационной миссии в Косово:
2. До войны один экземпляр состоял на вооружении 128-й горнокопытной бригады:
С ним случилась неприятность – он попал в трофеи ополчения в Дебальцевском котле:
3. Машины оперативного командования «Запад» (разбираться, из каких именно они частей нет ни желания, ни возможности, да простят меня читатели).
На этом б/н 100 драпал из Иловайского окружения начальник связи 51-й механизированной бригады (правда, неудачно – сам попал в плен, а бронемашина – в трофеи):
Предположительно номера 55-го полка связи – 103, 104 и 106:
Имеются и две неучтенные машины – фото с видимыми номера пока найти не удалось:
4. В черниговском 30-м полку связи оперативного командования «Север» имеется единственная машина с б/н 110:
Сейчас её перекрасили в модный «квадратиковый» камуфляж:
5. В 121-м полку связи оперативного командования «Восток» нашлось три «Кушетки»:
Вторая сгорела при драпе из Иловайска:
Б/н 011:
6. Чья техника мне неизвестно, но активно принимала участия в боевых действиях:
Фото сделано во время взрывов артиллерийских складов в городе Балаклея Харьковской области:
7. Единственная «Кушетка» из полтавского учебного центра войск связи:
8. При всём том, что будущая хунта возлагала большие надежды именно на аэрокроватные войска, как на самых преданных лакеев, более-менее укомплектованной матчастью оказалась только 95-я житомирская бригада. Там нашлось сразу четыре К1Ш1:
Им же принадлежит мировой рекорд по наварке решёток на бронеавтомобили:
9. Одна машина имелась в 101-й бригаде охраны генштаба:
10. Этот броневик из гостомельской бригады связи (центрального подчинения):
Есть подозрения, что будущий трофей ополчения Донбасса тоже принадлежал им:
11. Данный бронеавтомобиль имеет оригинальную раскраску и не имеет никаких опознавательных знаков:
По некоторым данным он из боевого состава единственного в еврорейхе полка РЭБ, что до войны базировался в Дарнице.
Подводя итог, нужно отметить, что современных бронемашин связи в укровермахте кот наплакал, да ещё были боевые и небоевые потери. Для достаточно многочисленного двухсоттысячного войска это вообще не камильфо.
Если механизированные и танковые батальоны эксплуатируют гусеничную технику (БМП-1КШ), то несколько десятков пехотных и мотопехотных батальонов лишены современной бронированной связи совсем. И вынуждены довольствоваться безнадёжно устаревшими «Чайками», переоборудованными «Саксонами» и «Хамви». А по большей части, старым советским наследием – будками на шасси ГАЗ-66 и ЗИЛ-131.
Комментарии (0)