Первая ГАЗель была поставлена на конвейер с двигателем от "Волги". Индекс ЗМЗ-402 был присвоен двигателю в 1980 году, но основу конструкции заложили еще в 50-х годах.
С 1957 года в двигателе ЗМЗ-402 оставался низменным блок цилиндров, диаметр поршня и материал изготовления. Агрегат впервые был поставлен на ГАЗ-56. Создателем двигателя является Эварт Г.В., который возглавил бюро двигателей в послевоенное время.
Первый вариант двигателя содержал в себе цепной привод ГРМ, распределительный вал помещался в головной части блока, слева и справа от головки. Такая схема была применена в 405 серии моторов. Итоги испытаний показали недостаточную экономичность и низкую тяговитость на небольших оборотах.
Усовершенствовать двигатель не удавалось из-за недостаточной технической культуры, а потом был использована грузовой тип мотора, который более подходил под мировые стандарты. Но и здесь не удавалось повысить мощности. При всех недостатках ЗМЗ-402 был конструктивно прост, мог хорошо преодолевать нагрузки и высокие температурные показатели, мотор был неприхотлив к топливу. К преимуществом было и ремонтопригодность агрегата.
Мотор оказался универсальным как для легковых, так и для грузовых ГАЗов. Объем двигателя составлял 2.445 литров, ход поршней - 92 мм. Выпускали три основных модификаций: базовый вариант ЗМЗ-402.10 применялся для "Волг" работал на 93-м бензине, ЗМЗ-4021.10 работал на Аи-76, его использовали на «Волгах» такси, рижских «РАФах», ереванских «ЕрАЗах», «УАЗиках», «ГАЗелях» и «Соболях». ЗМЗ-4022.10 устанавливали на ГАЗ-3102.
Мотор ЗМЗ-402, собранный в 2002 году, стал последним агрегатом этого семейства.
Комментарии (0)