Полноприводные автобусы - довольно редкое явление для мировой автомобильной истории. Их применение довольно специфично даже в нашей стране с её суровыми зимами и труднопроходимыми дорогами. Но советские конструкторы все же не обошли стороной подобные конструкции и выпускают, даже серийно, такие полноприводники.
Сегодня поговорим о самых первых автобусах с полным приводом. Считается, что самыми первыми появились автобусы-лаборатории ПАЗ-663 и сельские автолавки ПАЗ-659. Они базировались на специальном полноприводном шасси ГАЗ-63Е, а кузов основывался на обычном пассажирском ПАЗ-651. Причем, судя по всему, полноприводное шасси никак не отражалось на индексе этих автобусов: они могли существовать как с задним, так и с полным приводом.
Полноприводный автобус ПАЗ на испытаниях
Чуть позже документацию на производство таких автобусов передали на Курганский Автобусный Завод, где они производились под индексом КаВЗ-663. Первый опытный образец выпустили в 1961 году, а до конца года изготовили уже 52 товарных экземпляра.
Восстановленный КаВЗ-663
Примечательно, что первоначально КАвЗ-663 именовался в документации как «автобус для сейсмических станций», а обозначение «КАвЗ-663» было введено в техническую документацию Распоряжением №57 Главного инженера от 23 февраля 1961 года.
Водительское место КаВЗ-663
В задней части кузова отсутствовало остекление. Место водителя и сопровождающего было отгорожено от грузового отсека специальной перегородкой. Геофизическое оборудование на эти автобусы устанавливали Мытищинский приборостроительный завод и завод «Нефтеприбор».
КаВЗ-663
Эти модели может и стали первыми серийными гражданскими полноприводными автобусами, но всех на десяток лет опередили военные. И это не удивительно, ведь им подобная техника была нужнее, чем гражданке. Московский завод ЦАРЗ-1 начал испытания полноприводных штабных автобусов АП-6 в 1954 году. Они также базировались на полноприводном шасси ГАЗ-63.
АП-6 на базе ГАЗ-63
Испытания показали малопригодность таких автобусов к военной службе. Основная причина - слишком высокий центр тяжести, который делал эксплуатацию полноприводных автобусов на бездорожье довольно опасной. Этим, кстати, объясняется небольшое производство полноприводных автобусов из «ГАЗ-63» и на других заводах.
АП-6 на испытаниях
Кроме этого негативно играла неоптимальная развесовка: в нагруженном состоянии на заднюю ось приходилось до 70% всего веса, что вкупе с огромным задним свесом часто приводило к застреванию автобуса. Тем не менее, небольшая партия таких автобусов под индексом АП-4-63 все же поступила в армию.
Комментарии (0)