Все про автомобили для мужчин

История гиробусов, использующих 1,5-тонные маховики вместо аккумуляторных батарей

Еще в 1940-х годах швейцарские инженеры разработали новый тип автобусов с нулевым уровнем выбросов, в котором для хранения энергии использовался большой вращающийся маховик, а не аккумуляторные батареи. Причина была проста — они хотели что-то более тихое и чистое, но самое главное, они хотели автомобиль, сфера применения которого не была бы ограничена воздушными линиями электропередач.

Во многих швейцарских городах в то время в качестве общественного транспорта использовались троллейбусы, которые ехали по заранее определенным маршрутам. Но провода ограничивали область применения городского транспорта, а прокладка новых маршрутов оказалась дорогим удовольствием. Развитие же аккумуляторных батарей было еще в начальной стадии.

Таким образом, Бьярне Сторсанд, главный инженер компании Maschinenfabrik Oerlikon, в 1946 году разработал концепцию гиробуса. Гиробус приводился в действие электродвигателем, который питался электричеством от генератора и использовал большой вращающийся маховик для накопления энергии.

 

Маховик раскручивался на зарядных станциях с помощью трех штанг, установленных на крыше гиробуса. Как только он достигал максимальных оборотов в 3000 об/мин, он считался полностью заряженным, после чего гиробус смог проезжать до 6 км со скоростью от 50 до 60 километров в час, в зависимости от нагрузки на автобус и уклона маршрут. Иногда гиробусы могли преодолеть до 10 км без подзарядки.

Используемый маховик был довольно большим (диаметром 160 см) и тяжелым (1,5 тонны) и был заключен в воздухонепроницаемую камеру, заполненную газообразным водородом при пониженном давлении для снижения сопротивления.

Перезарядка маховика из состояния покоя занимала 40 минут, но раскрученному маховику требовалось всего от 2 до 5 минут, чтобы подзарядиться. Чем выше напряжение, тем меньше время зарядки.

Часто расположенные зарядные станции вдоль маршрута гарантировали, что маховик никогда не опускается ниже определенного числа оборотов, которые могут повлиять на производительность и скорость гиробуса. Например, маршрут длиной 4,5 км в Ивердон-ле-Бен имел четыре точки перезарядки.

Наличие большого вращающегося маховика внутри транспортного средства привело к нескольким последствиям. Гироскопический эффект маховика заставил автобус сопротивляться изменению направления движения, что сильно затрудняло управление машиной. С другой стороны, это обеспечивало очень ровную и плавную езду.

Гиробусы использовались в ограниченных количествах в различных городах Швейцарии, Бельгии и в Бельгийском Конго — бельгийской колонии в Конго до обретения ими независимости в 1960 году — одна из них работала в Леопольдвиле и являлась самой крупной из 12 транспортных средств, включающая четыре маршрута длиной примерно по 20 км.

Гиробусы в Леопольдвиле были бы успешным, если бы не водители, которые часто выбирали короткие пути по грунтовым дорогам и пересеченной местности, что приводило к поломке гироскопических подшипников и прочим износам. Однако именно высокое энергопотребление в конечном итоге привело к упадку системы.

Аналогичным образом, применение гиробусов в Генте, Бельгия, и в Ивердон-ле-Бен тоже прекратилось из-за экономической ситуации. Кроме того, здравомыслящие умы напомнили инженерам об опасности, связанной с вращением невероятно тяжелого стального колеса на опасных скоростях в тесном пространстве, и эта идея была окончательно оставлена.

В настоящее время существует только один гиробус, тщательно отреставрированный, сохраненный и выставленный во Фламандском музее трамваев и автобусов в Антверпене.


Источник


Источник: История гиробусов, использующих 1,5-тонные маховики вместо аккумуляторных батарей
Опубликовал:
Теги: транспорт дорога скорость водород история

Комментарии (6)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Вадим Бобровский 
БЫЛА КОГДА-ТО СТАТЬЯ, кажется в "Юном технике" в 1980-х: "Маховик - транспорт будущего".
Мансур
В "Технике-молодёжи" часто об этом писали и в ежегоднике "Эврика"
Алексей Останин 
В СССР тоже были подобные разработки, даже сделали автобус для персонала.На том все и прекратилось.
Борис Петров
Спасибо! Впервые об этом слышу.
Николай Моисеев
Да, с управляемостью , по всей видимости проблема существовала, но за то устойчивость была наверное не превзойденная, ведь его с раскрученным маховиком перевернуть невероятно сложно, наверное даже и не возможно, если целью не задаться. :)
Андрей Борисенко 
Професор Гулиа (инициалы не помню) работал над этой темой. Его книга "В ПОИСКАХ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ КАПСУЛЫ" очень хорошо это описывает.
Написать комментарий:
Напишите ответ :
Стоимость аккумуляторных батарей снизилась на 87% с 2008 года
0
Авто-Тема 13:37 07 окт 2021
Какие марки аккумуляторных батарей знакомы российским автовладельцам?
Какие марки аккумуляторных батарей знакомы российским автовладельцам?
0
Авто-Тема 22:51 08 июн 2021
Кровавая история ипликатора Кузнецова
Кровавая история ипликатора Кузнецова
23
Мужской журнал 10:02 29 мар 2019
В Форсажах погибло до 1,5 тысяч машин
В Форсажах погибло до 1,5 тысяч машин
0
Авто-Тема 10:30 27 фев 2021
Будет актуально: В Китае придумали способ, как ездить на электромобилях без зарядки батарей
Будет актуально: В Китае придумали способ, как ездить на электромобилях без зарядки батарей
0
Авто-Тема 17:30 12 окт 2021
Русский изобретатель во главе мирового прогресса: история забытых гирокаров
Русский изобретатель во главе мирового прогресса: история забытых гирокаров
2
Мужской журнал 08:00 06 дек 2019
На немецких автобанах появятся солнечные батареи вместо крыш
На немецких автобанах появятся солнечные батареи вместо крыш
3
Авто-Тема 13:10 01 июн 2021
Назван лучший кроссовер, который можно купить за 1,5 млн рублей
Назван лучший кроссовер, который можно купить за 1,5 млн рублей
0
Авто-Тема 15:45 07 май 2023
История отечественных мопедов
История отечественных мопедов
6
Авто-Тема 22:32 26 янв 2019
Почему плиточный клей используют вместо штукатурки: дешево и просто
Почему плиточный клей используют вместо штукатурки: дешево и просто
1
Все о работе руками 12:01 03 апр 2024
«Кавказская пленница»: конец знаменитой троицы, драма Шурика и кто снимался в фильме вместо Моргунова
«Кавказская пленница»: конец знаменитой троицы, драма Шурика и кто снимался в фильме вместо Моргунова
19
Мужской журнал 11:01 07 май 2021
Вопросы от инспектора ГИБДД с подвохов: как на них отвечать
Вопросы от инспектора ГИБДД с подвохов: как на них отвечать
1
Авто-Тема 09:53 Вчера

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства