Мужчины, по своей природе, охотники и воины. Все в разной мере, конечно, но проявление любой формы насилия объясняется инстинктами, полученными от далёких предков, постоянно борющихся за территорию, выживание и возможность оставить потомство. По той же причине мы увлекаемся к опасными видами спорта и оружием. Тяга к огромным, бессмысленным внедорожникам, пожалуй, оттуда же, а не из за комплексов по поводу размеров чего-то.
Вероятно, самым ярким индикатором таких инстинктов за всю историю автопрома стала марка HUMMER.
У США внушительный опыт военных операций в самых разных частях света, исходя из этого опыта, в 1979 году армия США довольно чётко сформулировала требования, которым должен соответствовать новое «высокоподвижное многоцелевое колёсное транспортное средство», HMMWV в английской аббревиатуре. По заданию автомобиль должен был обладать отличными внедорожными характеристиками, высокой грузоподъемностью, быть защищенным от серьезных повреждений шальной пулей. А так же целый ряд достаточно конкретных требований: иметь клиренс не менее 41 см, подниматься по прямой на 60-градусный подъем и по диагонали на 40-градусный, иметь воздухозаборник на верхней правой части крыла и так далее.
Госконтрактом заинтересовалась 61 компания, однако свои концепты госкомиссии представили только три из них. Армия запросила от участников конкурса 11 автомобилей, которые были испытаны в самых разных дорожных и климатических условиях. И наконец, в 1983 году заказчик заключил контракт на первую партию из 2 334 с компанией AM General, являющейся дочкой American Motors Corporation. А широкую известность и культовый статус этот брутальный военный инструмент получил после войны в Персидском заливе 1991 года.
Изначально, HMMWV был разработан как командирский автомобиль и легкий грузовик, не предназначенный для использования в бою, однако практика показала, что в условиях городских военных кампаний, мирные условия могут превращаться в боевые молниеносно. С технической точки зрения Хамви был неплохо подготовлен к таким условиям, однако его пассажирский отсек становился легкой мишенью, так что в 1993 году AM General получила заказ на бронированную версию внедорожника. Компания AM General, выпускавшая автобусы и такси, практически полностью переключилась на производство Хамви.
С инженерной точки зрения, HMMWV по-настоящему гениальный автомобиль. У него абсолютно плоское днище, все механизмы, которые могут пострадать на бездорожье убраны выше днища. Разумеется, вездеход имеет полный привод, но что не свойственно для серьезных проходимцев – у него независимая подвеска всех четырёх колёс, которые вращаются не напрямую, а посредством колесных редукторов, а полуоси входят в их верхнюю часть. Тормозные диски убраны наверх, к редуктору. Разумеется, у столь серьезного внедорожника есть все блокировки и гребёт он даже тогда, когда цепляется единственным колесом.
У Хамви огромное количество вариантов использования: командирский джип, десантный автомобиль, скорая помощь, платформа для реактивных снарядов и миномётов. Он может преодолевать брод 76 см, а при дополнительном оснащении плавать или двигаться по дну на глубине 1,5 метров. Существует множество вариантов бронирования и вооружения, в зависимости от условий эксплуатации.
Между прочим, не все автомобили с этой узнаваемой внешностью являются HMMWV, в зависимости от задач, для которых разрабатывался автомобиль, обладая всё той же внешностью он может именоваться SCTV или ECV и технически представлять из себя совершенно другой автомобиль.
HMMWV заказывает армия и полиция в разных уголках мира, некоторые приобрели лицензию на самостоятельное производство и так же адаптируют его под свои задачи, внося изменения в первоначальную конструкцию. Кроме того, многие армии мира, увидев сильные стороны и успехи американского внедорожника, заказали для своих нужд подобные автомобили у своих производителей, и зачастую, те как конструктивно, так и внешне, во многом повторяют Хамви.
Мексиканский вариант
Тем не менее, сами Штаты в последнее время заказывают всё меньше легендарных внедорожников. Дело в том, что с момента его разработки сильно изменился характер вооруженных конфликтов, в которых они задействованы. Если он разрабатывался для применения в открытых конфликтах с регулярной армией, то сейчас американская армия всё чаще борется с партизанами и террористами, которые могут атаковать когда и где угодно любую технику и колонну. И HMMWV достаточно проблематично подготовить для такого рода атак. На текущий момент существует уже более подходящая техника
Начиная с 2014 года Хамви можно официально купить с аукционов, которые проводит армия США. Это как внедорожники первых лет выпуска, так и достаточно свежие, штабные, с минимальными пробегами, и нюхнувшие пороху, с внушительными цифрами на одометре. Все они продаются в «минимальной» комплектации, без брони и спецоборудования. Так же сейчас их можно приобрести и на вторичном рынке. Разумеется, вам известно о существовании гражданской версии Hummer H1, появившейся на волне популярности армейского вездехода, и о нем мы поговорим в следующий раз.
Военный и гражданский
Комментарии (0)