Шестидесятые годы были временем смелых экспериментов по применению газотурбинных двигателей на автомобильном транспорте. ГТД ставили на грузовики, автобусы, пытались устанавливать на легковые автомобили, и само собой, на вездеходы военного назначения.
В рамках исследования, проводившегося на Брянском автозаводе, в 1968 году был создан газотурбинный вариант тягача повышенной проходимости БАЗ-135М, (шасси сходное с ЗИЛ-135), на который была установлена турбина ГТД-350Т, мощностью 395 л.с., взамен штатного дизельного V8 ЯМЗ-238Н мощностью 300 л.с.
Одной заменой мотора обойтись, понятное дело, не удалось, в базовое шасси была внесена масса изменений.
Трансмиссия с механической коробкой передач была заменена на гидромеханическую, 4- ступенчатую передачу. Поскольку рабочие обороты на валу турбины сильно превышали обороты работы ГМП, между ней и двигателем был установлен понижающий планетарный редуктор с отбором мощности на привод компрессора и гидравлической системы рулевого управления.
Система охлаждения так же изменилась, вместо радиатора дизеля появились масляные радиаторы ГМП, компрессора и редуктора.
По сути, от БАЗ-135 остались рама и ходовая часть с измененной подвеской средних мостов, и кабина.
Весной 1969 года начались заводские испытания БАЗ-Э135Г. Для имитации нагрузки на платформу погрузили 9 тонн груза - балласта. После заводских испытаний, платформа - вездеход проходила испытания на полигоне в Бронницах. Суммарно за время тестовых заездов газотурбинный тягач проехал 666 километров, турбина за это время наработала 34.5 часов.
В ходе испытаний БАЗ-Э135Г сравнивали с базовым тягачом, с дизельным двигателем и ЗИЛ-135, оснащенным двумя карбюраторными двигателями ЗИЛ-375, мощностью 180 л.с. каждый. По сравнению со штатными моторами, ГТД в связке с автоматической коробкой передач показывали хорошую динамику на скоростях выше 35 км/час, но это преимущество терялось на скоростях ниже 15 км/час, когда машины ехали по бездорожью. Максимальная скорость достигала 83 км/час, что на 10 км/час превышало дизельную версию.
Серьёзным минусом стал расход топлива, у БАЗ-Э135Г он был просто чудовищным, в сравнении поршневыми вариантами тягача.
144 литра в час, таков был средний расход керосина у этого газотурбинного вездехода, в то время как карбюраторных мотора ЗИЛ-375 суммарно съедали 79 литров бензина, а ЯМЗ-238Н – 40 литров дизельного топлива. Помимо низкой экономичности, был и второй серьёзный недостаток – высокий уровень шума от турбины.
Учитывая все минусы, от дальнейших разработок газотурбинных тягачей – вездеходов на БАЗе отказались.
Комментарии (0)