Под Нижнем Новгородом 1 января 1932 года Советы запустили в работу самый крупный автозавод СССР - ГАЗ. Построить его удалось не без помощи американского конструктора и бизнесмена Генри Форда.
ГАЗ появился в рамках сталинской индустриализации, но в связи с неумением советской стороны за короткое время самостоятельно построить огромное предприятие, было решено обратиться за помощью к Ford. Американская фирма в те годы обладала конвейером, который уменьшил требования к квалификации рабочих, а ее основатель Генри Форд предлагал производить машины без полного цикла и покупки деталей у сторонних лиц.
Весной 1929 года СССР и Ford договорились построить под Нижним Новгородом фабрику мощностью 100 000 машин в год. В ответ на поддержку заокеанских партнеров Советы должны были приобрести у тез комплектующих и компактных машин на сумму, которая эквивалентна 72 000 машинокомплектов. Соглашение со стороны американцев подписал лично Форд. Компания изобретателя доставила в Союз модели AA и A для изучения советскими специалистами, а отечественные работники в количестве нескольких десятков отправились в Детройт для посещения заводов Ford. Людей поселили в пансионатах Дирборна, а Генри Форд не забывал интересоваться, как живется гостям в Штатах.
В годы войны ГАЗ сильно пострадал, но все равно продолжал выпускать необходимые для армии грузовики, а по завершению боевых действий завод начал сборку культовой "Волги" и "Чайки". Уже в дальнейшем завод хотел сотрудничать с Fiat, но попытка договориться провалилась. Ныне завод знаменит своими грузовиками и LCV. Одна из известных моделей - "ГАЗель" - могла бы даже не появиться. В 80-х в Союзе рассматривали разные города, где можно было бы производить хорошую полуторку - Брянск, Ульяновск и Кировобад, но в итоге выбор сделали в пользу ГАЗа.
Комментарии (1)