Сколько интересных проектов было представлено в прошлом веке в сфере автомобильной промышленности. Тогда производители могли работать в разных направлениях, но самыми популярными стали амфибии и гибриды. Многие боялись затрагивать сферу автомобилей будущего, но даже такие разработки сохранились со времен СССР. Сколько уже необычных моделей было раскрыто в истории отечественного ГАЗ - не меньшее количество остается за завесой тайны.
Пик развития инженерной мысли на ГАЗ наблюдался в 1960 годах. Именно в то время приступили к проектированию автомобиля, который должен был отличаться повышенной проходимостью. Над созданием машины работали даже сотрудники НАМИ и авиационный завод имени Орджоникидзе.
Известно, что транспортное средство нового типа создавали в качестве универсальной машины. Основная цель - объединить достоинства легкового автомобиля и вездехода, а именно, обеспечить экономичность и достойный ресурс во время движения по дорогам. Многие могут подумать - так в чем уникальность разработки, если под такие параметры уже попадали многие модели того времени?
На самом деле, в конструкции задумывали применение воздушной подушки. Уже в 1962 году построили первый опытный образец машины повышенной проходимости. Он получил заводское обозначение ГАЗ-16. Если
В качестве силового агрегата выбрали V-образную "восьмерку", которая использовалась в автомобиле ГАЗ-13 "Чайка". Ее объем составлял 5.5 литра, а мощность достигала 195 л.с. Если автомобиль передвигался на колесном ходу, его максимальная скорость доходила до безумных для того времени 170 км/час.
При движении в условиях пересеченной местности, шасси поднималось посредством гидравлического привода. В конструкции устанавливали сразу 2 вентилятора, диаметром 1.2 метра. Они нагнетали воздух под днищем машины, что обеспечивало создание воздушной подушки. Таким образом транспортное средство можно было поднять на высоту 15 см.
Воздушная подушка обладала устойчивостью, так как корпус имел особую форму. В нижней части специалисты предусмотрели щели, которые располагались под углом 45 градусов к продольной плоскости автомобиля. В эти отверстия нагнетался воздух от вентиляторов. На воздушной подушке ТС приводилось в движение при помощи потоков воздуха от основных вентиляторов. Регулировать их можно было специальными жалюзи.
В процессе испытаний специалисты заметили низкую эффективность такой конструкции - так как
На этом обновление не завершилось, поэтому в скором времени появился прототип ГАЗ-16Б. В нем нагнетающие вентиляторы и маршевые винты могли приводиться в движение двигателем ГТД-350, мощностью 394 л.с. Аналогичные установки использовались в вертолетах модели МИ-2.
Несмотря на уникальность, автомобиль ГАЗ-16 отличался большим количеством недостатков - отсутствие экономичности, сложная конструкция, трудности в сборке, невысокая грузоподъемность и ограниченная область использования. Главным минусом проекта считали неэффективное использование мощности мотора для образования воздушной подушки. По этой причине все работы по развитию были остановлены.
Итог. ГАЗ-16 - интересный проект 1960 года, который представлял собой летающий автомобиль. Было выпущено несколько версий, но разработка не получила дальнейшего развития.
Комментарии (6)