На днях появилась новость про внесённый в Госдуму законопроект об упрощённом порядке регистрации гаражей, построенных до 31 декабря 2004 года, (до ввода в действие Градостроительного кодекса). Рассмотреть его Госдума якобы планирует до нового года. Согласно законопроекту, упрощены будут оформление в собственность земельного участка под гаражом и регистрация собственности на строение, находящееся на государственных или муниципальных землях.
Сразу возникает несколько вопросов.
Во-первых, почему депутаты спохватились только сейчас? Ведь данная инициатива озвучивалась властями ещё в феврале, но тогда, на фоне конституционной гонки, интереса у депутатов она не вызвала.
Во-вторых, с чем связана спешка? До нового года меньше двух недель, последняя неделя в плане плодотворной работы выглядит несколько сомнительно.
В-третьих, что именно планируется упростить в регистрации?
Первый и второй вопрос, на мой взгляд, взаимосвязаны. На фоне тяжелого года принятие такого закона должно произвести благоприятное впечатление. И, мотивируя срочностью принятия, можно легко прописать нормы, которые по сути, как часто в нашей истории случается, окажутся бессмысленной бутафорией.
Что касается третьего вопроса, тут есть смысл рассмотреть содержание предлагаемого законопроекта.
Если он будет принят, то он будет относиться лишь к капитальным одноэтажным строениям, так называемым «плоскостным гаражам». То есть, все строения металлические, которых достаточно в крупных городах, однозначно не попадают в законные. И они сейчас активно сносятся.По данному законопроекту упрощается регистрация гаражей, на которые есть какие-то правоустанавливающие документы. К нынешнему году они могли простоять уже не один десяток лет. На многие такие гаражи есть договоры аренды с местными властями. Однако, в последние годы в Москве мэрия активно их расторгает по инициативе города, превращая капитальные строения в самострой. У владельца остаётся, конечно, свидетельство о собственности на строение, но все мы помним высказывание московского мэра, назвавшего такие свидетельства «бумажками о собственности». Поэтому возможность получения какой-либо компенсации за снос в этом случае малореальна.
Есть и другой момент. Всё, что по документам введено в эксплуатацию после начала 2005 года законопроект не рассматривает. Подчёркиваю, именно введено в эксплуатацию. Как пример из собственного опыта – ГСК был построен в 1996 году. Но, по разным причинам, не последней из которых был саботаж регистрационных служб, в эксплуатацию введён в 2010 году. По новому законопроекту в упрощённый порядок получения земельных участков владельцами гаражей он не попадает.
Потом, как быть с землёй под проездами между гаражами? В чью собственность будут передаваться такие участки?
И ещё. Автовладельцы, получившие её в собственность, автоматически становятся плательщиками налога на землю. Учитывая стоимость земли в крупных городах, сумма налога может оказаться далеко не символической.
Так что, общее впечатление от очередной законодательной инициативы складывается неоднозначное. Стремление депутатов к пиару перед выборами, и то, что власть себя не забудет, сомнений не вызывают. А будет ли реальная польза достаточному числу рядовых владельцев таких строений – большой вопрос. Посмотрим, что окажется в принятом варианте закона. А, главное, как будет складываться практика его применения.
фото: pixabay.com
Комментарии (0)