К празднованию своего 80-летия Ульяновский Автомобильный завод привез в Россию электрический Хантер. Симбиоз отечественного завсегдатая бездорожья и китайской электрической тяги был создан чешской инжиниринговой компанией MW Motors, которая срастила все составляющие воедино, сшив их собственным программным обеспечением. Наш портал Car.ru одним из первых испытал «зеленое» будущее одного из любимейших внедорожников страны.
Зеленые тренды в Европе рождают спрос. Чехи из MW Motors озадачились этим, и решили, что странам ЕС нужны экологичные внедорожники. Делать их из тех же Land Rover Defender или Jeep Wrangler дорого и муторно. И здесь ульяновский Хантер оказался весьма кстати. Недорогой, простой с завидной проходимостью – то, что нужно для работы в сложных условиях в различных национальных и природных парках, а также там, где работа традиционного двигателя внутреннего сгорания осложняет деятельность человека. Так появился на свет MWM SPARTAN EV по цене 39 900 евро, который, как говорят чехи уже можно заказать.
Впрочем, экологией и европейскими трендами, хоть и с опозданием, озадачились и в России. О чем, например, говорит одно из последних распоряжений правительства, где речь идет о концепции развития производства и использования электрического автотранспорта в РФ в период до 2030 года. А значит, куй железо, пока оно горячо. И УАЗ, который, кстати, в далеком прошлом, на заре своего становления экспериментировал с электричеством, похоже, решил возглавить «Зеленое движение», объявив на презентации электромобиля о желании организовать производство электровнедорожников в Ульяновске. Клиентов заводчане так же, как и чехи, видят в лесниках, туристических компаниях, национальных парках и экологических заповедниках. К ним же могут присоединиться газовики и нефтяники. А вот с ценой такой уверенности нет. Она точно будет отличаться от той, что назначили за «Спартана» чешские коллеги. Да и в целом сказали, что конструктив отечественного электровнедорожника, случись тому попасть на конвейер, будет пересмотрен.
Пока же в чешском исполнении электрического «Хантера» место 134-сильного бензинового двигателя ЗМЗ заняли управляющие блоки и запасное колесо, которое логично переехало сюда с задней двери внедорожника. Оставшееся свободное место заполнил электродвигатель, способный выдавать 600 Нм крутящего момента. Причем доступен он с первого же нажатия на педаль газа. Чтобы понять каково это, вспомните свою недавнюю поездку на троллейбусе – разгон мгновенный. Вот только вес «Хантера» и рогатого троллейбуса несоизмерим. А потому на внедорожнике от моментального подхвата захватывает дух. А вот лошадиных сил не так уж и много – 163. Но чтобы уделать какой-нибудь BMW X6 с места и на первых десятках метров этого будет вполне достаточно. Разгон до сотни, чехи, говорят, не замеряли. Но по ощущениям тяговитость электродвигателя воспринимается особо остро как раз именно до 60-70 километров в час. Далее, напор несколько спадает, к тому же, в процесс вмешивается электроника, которая искусственно режет и максимальную скорость — как и у бензинового «Хантера» она ограничена 130 км/ч.
Но как 600 Нм момента не рвут «Хантера» в клочья? Усмирить столь мощный крутящий момент чехи предлагают манипуляциями с коробкой передач и раздаткой. Да, с целью быстроты переделки их оставили. А потому перед поездкой, дабы не разорвать узлы и агрегаты внедорожника (у корейской коробки Dymos запас прочности побольше, а вот у китайской с индексом 315195-1700010-01, увы), нужно было сплясать с бубном, т.е. включить пониженный ряд передач, выбрать третью и нажать кнопочку выбора режима движения D. А дальше, газ в пол, и черпай адреналин порциями.
Проблем с нехваткой тяги у чешского «Элетрохантера» не было от слова совсем. Искусственные буераки, 50-процентный уклон, езда по ступеням, огромным валунам и атака подъема с вывешиванием колес давались внедорожнику как рядовая поездка по асфальту. При этом в салоне и снаружи «Спартана» слышно лишь легкое жужжание электромотора, и полязгивание подвески. Ни тебе тряски рычагов в салоне, ни вибраций по кузову.
Некоторые коллеги, выбираясь из внедорожника, жаловались на слишком резкие реакции на педаль газа. И это действительно так. Однако критичным не показалось. Напротив, привыкнув к чувствительной педали, управлять тягой в процессе езды оказалось легко.
А вот тормозит электрический Хантер неохотно. Ситуацию могла бы улучшить система рекуперации энергии. Однако она работает на 4 и 5 передачах. Мы же ездили на третей.
Системы помощи при спуске у внедорожника нет. Так что спускались с крутой горки мы на тормозах. Видимо поэтому на 100% уклон нас не пустили, равно как не дали прокатится по настоящему бездорожью, где в отсутствии всего вышеперечисленного риск «сделать уши» возрастал в разы.
В брод нас так же не пустили. Хотя до этого рассказывали, что SPARTAN EV может преодолевать водные препятствия глубиной до 500 мм. То ли защиты батарей нет, то ли еще чего. В общем, сделаем поправку на то, что это опытный образец, которому еще предстоит уйма доработок.
Кстати, батареи у MWM SPARTAN EV целых три – две заняли пространство топливных баков, еще одну уложили в багажник. Их номинальная мощность – 62,16 кВт·ч. По заявлению производителя это должно обеспечить запас хода порядка 240 км. К слову, к тестам внедорожника мы приступили с зарядом батареи порядка 98% или, в переводе на запас хода в километрах – 223 км. После пары часов испытаний показатель заряда снизился до 74%, а запас хода стал немногим выше 180 км. Т.е. второй группе прибывших познакомиться со «Спартаном» заряда хватило с лихвой – они закончили испытания при заряде в 44%. Если спрогнозировать расход энергии и остаточный пробег исходя из вышеуказанных чисел и реального пробега (длина тестового круга вряд ли превышала один километр), то, раскатывая и дальше по бездорожью при полной загрузке, заряда «Спартана» хватило бы аккурат на +-60 километров. На асфальте, конечно же, этот показатель должен быть в разы лучше.
Во время теста возникли и другие вопросы: какой километраж сможет пробежать «Уазик» по морозу (кстати, чехи обещают нормальную работу батареи от -20 до +55 при том, что жидкостной системы охлаждения для батареи не предусмотрено) и через сколько лет она потеряет часть своей емкости? На эти вопросы четких ответов не последовало. Так, например, чешские инженеры рассказали, что батарея сохранит до 80% своей емкости через пять-шесть лет. Но мы-то помним, что батарея китайская, да еще и не самая продвинутая. А значит, ее ресурс в наших погодных реалиях может существенно сократиться.
Впрочем, где мелкосерийники из Чехии, и где ульяновцы, которые действительно имеют планы на постановку электрического «Хантера» на конвейер. Если это все-таки случится, то эти задачи предстоит решать им. Что, собственно, они и подтвердили, рассказав, что многое в этом вездеходе придется поменять и разработать заново, начиная от местоположения батарей и их термо- и физической защиты, до переноса силовых проводов и прочей электрики в более удобные и надежные места. К тому же нам пообещали, что в случае успешности проекта в течение пяти лет электрические технологии переберутся и на другие модели УАЗ.
Цена MWM SPARTAN EV в Чехии составляет 39 900 евро, т.е. без малого 3,5 млн рублей. И это еще одна задача, которую нужно будет решить ульяновцам. Для российского автомобилиста это достаточно высокая цена. И если ориентироваться на нее, то сбыть электрический Хантер без стимуляций и вливаний со стороны государства будет весьма сложной задачей.
Комментарии (0)