Техника, которую создают для передвижения в самых холодных регионах мира — не просто набор механизмов, бензобак и пара дверей. Построить машины для использования в арктических широтах — значит, переписать не один десяток правил автомобилестроения и совершить небольшую техническую революцию. Однако многотонные вездеходы для арктического туризма — одно, а полярные танки, способные работать в экстремальных условиях и выполнять поставленные задачи — совершенно другое.
Первый опыт
Для освоения северных широт с самого начала потребовалось решить сложнейшую задачу — спроектировать, построить и испытать надежную многоцелевую машину. Первые экспедиции к полюсам давались советским инженерам и ученым с большим трудом — вплоть до конца 50-х годов наблюдались серьезные проблемы не только с физическим состоянием полярников, но и с надежностью техники.
Сказывались отсутствие серьезного опыта и недостаточное количество специального арктического транспорта. Однако спустя несколько лет не слишком успешных испытаний собственных возможностей появились первые советские вездеходы для эксплуатации в суровых полярных условиях. «Изделие-401» или АТ-Т были реализованы удачнее прочих — выпускались они на одной линии с танками, и в виду военного происхождения ряд характеристик позволял использовать технику именно в освоении снежной целины.
Именно на таких тягачах, переоборудованных для использования в условиях низких температур, полярники совершили длительный и непростой марш-бросок почти в тысячу километров, финальной точкой которого стало место, позже получившее известность как полярная станция «Восток-1». Необходимо отметить, что полярные вездеходы, равно как и военная техника, послужившая донором для уникальных машин, по итогам каждого полярного похода серьезно модернизировались.
Так, например, сначала появился специальный дизельный двигатель с наддувом, расширенные до 75 см гусеницы (с возможностью расширения до одного метра), удлиненная на два катка ходовая часть и многое другое.
«Хорошим решением стал двигатель мощностью почти в тысячу лошадиных сил. С виду ничего особенного, но работать такой дизель мог на высотах более двух с половиной тысяч метров без каких-либо проблем», — поясняет выпускник МАДИ, кандидат технических наук и руководитель отдела испытаний спецтранспорта Виктор Колесников.
Сейчас в век специальных систем, топлива и всевозможных подогревателей полярные экспедиции превратились почти что в популярное направление для туризма. Тогда же — в конце 50-х годов, полярникам приходилось испытывать колоссальные трудности — например, передвигаться на вездеходе в мороз минус семьдесят градусов.
Повышенные проходимцы
К вопросу о том, как в случае необходимости перебросить в северные широты большое количество военной вооружения и личного состава отечественные военные инженеры подошли с умом. Двухзвенный вездеход «Витязь» ДТ-30 как раз относится к такому типу машин, над созданием которой пришлось потрудиться и с самого начала продумать, где такую технику планируется применять.
Специалисты отмечают, что вездеход, способный передвигаться по снегу, грязи, воде, болотам и вообще везде, где термин «дорога» нельзя применять в принципе — в полной мере реализован только отечественными инженерами. Для того чтобы обеспечить спецтранспорту высокую подвижность в любых условиях и хорошую тягу, решено было использовать в качестве силовой установки огромный дизельный двигатель В-46-5 с рабочим объемом почти в 40 литров.
За способность передвигаться по любому, даже самому сложному рельефу местности отвечает уникальная система по складыванию звеньев в продольной и вертикальной плоскостях. Гидравлические цилиндры, расположенные между звеньями, могут работать в нескольких режимах — осуществлять поворот машины, обеспечивать плавность хода, работая в качестве своеобразной пневмоподвески, и самое интересное — осуществлять блокировку звеньев для преодоления преград высотой до полутора метров.
Последнее упражнение выглядит особенно эффектно — звеньевой вездеход изгибается и, словно змея, переползает через ледник, ров или расщелину, а затем, поддав оборотов, срывается с места. Важно отметить, что помимо уникальной проходимости, вездеход может перевозить внушительное количество грузов — максимальный вес груза для версии ДТ-10 составляет 10 тонн, а для версии ДТ-30 уже 30 тонн (а в отдельных случаях и до 40 тонн полезной нагрузки). Однако и это еще не все.
Считается, что «Витязь» при необходимости можно было оснастить и специальным вооружением, включая… танковую пушку.
«О такой возможности говорил и сам автор идеи этого вездехода — Алексей Степанов. Он прямо заявлял о том, что двухзвеньевая машина может иметь совершенно страшную компоновку — передняя часть может иметь танковую башню, по функционалу ничем не уступающую классической бронетехнике, а на задней части вполне может разместить ракетно-пушечное вооружение для борьбы с авиацией противника — с вертолетами и самолетами», — поясняет выпускник МАДИ, кандидат технических наук и руководитель отдела испытаний спецтранспорта Виктор Колесников.
Однако возможность оснащения машины вооружением не единственное, для чего проектировался «Витязь». Одной из задач, для которых разрабатывался уникальный вездеход — перемещение военных грузов, в том числе и стратегических, по территории Советского Союза.
Историки отмечают, что американская разведка, прознав о том, что в СССР проходит испытания новая машина, способная перебросить технику и солдат через непроходимые направления, не поверила добытым данным — слишком уж невероятным казались тысячи километров по болотам, топям, непроходимым чащам и лесам, которые преодолели советские гусеничные вездеходы.
Отметить так же стоит и тот факт, что техники, подобной отечественной в мире, до сих пор единицы. Наследники школы покорения северных и южных полюсов несут службу в армии и сейчас, причем модельный ряд таких машин существенно расширился: снегоболотоходы ДТ-30П1, регулярно отправляющиеся туда, куда не ступала нога человека, соседствуют с более легкими «собратьями», такими как ТМ140А «Арктика», поставленные для испытаний Минобороны России, и компактными вездеходами повышенной проходимости — ТТМ-4902, закупленных для Сухопутных войск.
Колеса к бою!
Вездеходы, использующие для движения классическую колесную схему, да и внешне больше напоминающие большие «накачанные» грузовики — так же применяются для освоения бескрайних просторов севера. Машин с повышенной проходимостью в России много — взять к примеру, уникальный многотонный внедорожник «Сивер», один внешний вид которого внушает если не ужас, то ощущение беспомощности и ужаса, как минимум. Обеспечением арктической группировки войск подобным транспортом в Минобороны России озаботились давно — необходимость иметь мобильные средства патрулирования зоны ответственности зачастую требует от техники не только грузоподъемности и проходимости, но и скорости.
Из общего ряда колесных автомобилей, предназначенных для использования в условиях Арктики, особенно выделяется одна из новинок российского производства — колесный вездеход «Бурлак», видео с испытаниями которого недавно появилось в Сети. Забегая вперед, следует отметить, что «Бурлак» хоть и похож на своих «асфальтных» собратьев, доставляющих многотонные грузы, но предназначен совершенно для других задач.
Уникальный колесный вездеход высотой более трех метров с первого взгляда легко можно перепутать с армейским тягачом. О платформе, на которой будет построен арктический танк длиной под семь метров и массой около четырех тонн конструкторы позаботились заранее — за основу шестиколесной амфибии разработчики взяли концепцию советского бронетранспортера БТР-60, существенно переработав при этом конструкцию. Отличительной чертой вездехода является так называемая «бескапотная» схема, благодаря которой до всех важных узлов и агрегатов полярники смогут добраться, не покидая салона. Специалисты отмечают, что подобная схема в суровых северных условиях вполне может облегчить жизнь механикам, а возможно, и спасти ее, учитывая среднюю температуру в северных широтах.
Эксперты отмечают, что грядущий автопробег, запланированный авторами идеи длительный переход, станет для «Бурлака» и его создателей настоящим испытанием, по итогу которых станет понятен весь потенциал шестиколесного «грузовика». Однако об арктических наклонностях вездехода «специального назначения» можно судить уже сейчас — такая машина вполне подойдет для исследовательских, патрульных, инженерных, разведывательных и многих других мероприятий, необходимых военным в условиях арктики.
К тому же не страшно будет провалиться под лед — корпус «Бурлака» герметичен, а гребной винт позволяет превратить вездеход в небольшой катер для арктической бригады. Следует заметить также, что потребность в легком транспорте для арктических бригад, по оценкам специалистов, будет только возрастать, а потому вполне вероятно, что появление подобных машин, оснащенных вооружением и снабженных легкой броней, средствами радиоэлектронной борьбы и другого военного оборудования — лишь вопрос времени. Российские инженеры в случае с вездеходом «Бурлак» демонстрируют, что разработкой машин специального назначения можно заниматься, не только раздавая задания профильным конструкторским бюро, но и поощряя разработки небольших инициативных групп, щедрых на изобретения «двойного назначения».
Комментарии (0)