Все про автомобили для мужчин

Автосервис в СССР

Ремонт автомобилей по-советски/ Фото: fototelegraf.ru

Во времена Советского Союза и поиск запасных деталей, и сам ремонт превращались в занимательный квест. Об этом потом рассказывали друзьям. И самое главное – машины ездили!

Начнем с первого - в СССР автомобилей было мало, и они не были доступны широкому кругу потребителей. Но все же они были, на них ездили десятилетиями, передавая из поколения в поколение. А вот запчастей и автосервисов не было. Как же люди ремонтировали свои машины?

Приходилось включать фантазию и использовать подручные средства. Заплатки из стекловолокна, тормозные колодки из духовки, малярка из пылесоса – и это далеко не полный перечень того, как «изгалялись» наши граждане, чтобы их автомобили все-таки ездили.

1. АВТОСЛЕСАРИ ОТ СОХИ

Ремонт машины у гаража/ Фото: drive2.ru

Многие наши автослесари начинали, как и Стив Джобс – с гаража, паяльника и утюга. Ни о каком специальном техническом образовании речи не шло. Разве что мотокружок при Дворце пионеров. А далее – родительский «Москвич» или «Жигули» да отзывчивые люди из соседнего гаража, позволяющие пользоваться инструментами и время от времени дающие ценные советы.

Затем, если удавалось получить в личное распоряжение помещение под автомобильные работы, можно было потихоньку развивать свое хобби. Навыки рихтовки, покраски и сушки кузовных деталей машин приобретались на практике. Если работы выполнялись хорошо, то подтягивались клиенты. Сначала это родственники и коллеги по работе, потом и посторонние люди на основе «сарафанного радио». С привлечением других увлеченных «специалистов» дело разрасталось. Это были аналоги современных автосервисов.

В основном ремонтировались «Жигули» разных моделей. На них можно было неплохо натренироваться. «Запорожцы», «Москвичи» и «Волги» почему-то были не частыми гостями подобных автомастерских, и чаще всего с кузовным ремонтом. А вообще, делали фактически все, за исключением ремонта салона и трудоемких кузовных работ.

Ремонтировали системы управления и тормозов, настраивали и налаживали узлы и механизмы. Иногда даже вытягивали кузова после аварий, которые официально шли под замену. За образец бралось заводское состояние автомашины. Апгрейд и прокачка тогда никому не были нужны, так как не принято было выделяться из толпы. Автовладельцы ценили комфортную езду.

Станция техобслуживания в СССР/ Фото: drive2.ru

Справедливости ради нужно сказать, что станции технического обслуживания автомашин в Советском Союзе все-таки были. Впервые они появились в 50-х годах прошлого века. А в 70-х их количество увеличилось. Это было связано с запуском ВАЗа. Но их все равно было мало. Поэтому на станциях техобслуживания были такие длинные очереди (порой кузовных работ приходилось ждать полгода), что попасть туда считалось огромным счастьем.

К тому же, там нередко «разводили» на ненужные работы, ведь надо было выполнять государственный финансовый план. Кстати, иногда сотрудники СТО подрабатывали в «неофициальных» автосервисах.

В таких условиях завести дружбу с автослесарем, а тем более с директором СТО, было сродни тому, что иметь в друзьях хорошего врача или продавца мясного отдела. А попасть в автосервис было большим везением, чем получить открытку с автографом известного актера или звезды эстрады.

Срочный ремонт автомобилей/ Фото: zr.ru

Конечно, автомастера в те времена имели неплохие деньги. Но главное – возможность заводить связи. Клиентами автосервисов были нерядовые работники торговли, доктора, спортсмены, ученые, чиновники, военные, директора пунктов приема вторсырья. С помощью этих людей можно было достать дефицит:

  • абонементы на книги;

 

  • свежие овощи, фрукты, другие продукты;

 

  • импортную обувь, одежду, хрусталь и посуду.

Все это при наличии связей можно было приобрести не по спекулятивной, а по государственной цене. Но не через кассу, а в подсобном помещении.

В «частных» автосервисах дорожили клиентами, поэтому работали быстро и качественно. Для того, чтобы выполнить срочную работу, порой задерживались по ночам, не говоря уже про работу в выходные дни. И не завышали цены. Это вполне себя оправдывало, ведь там отсутствовали накладные расходы в виде оплаты труда директора, бухгалтера, уборщицы.

2. «ДВОРОВЫЙ» РЕМОНТ СВОИМИ РУКАМИ

«Авторемонт» во дворе/ Фото: twitter.com

Но даже в доморощенные автосервисы обращались далеко не все автомобилисты. Многие приобретали заветные запасные части на «черном рынке» и чинили своих «железных коней» сами – в собственном гараже или прямо во дворе дома.

По выходным дням во дворах развертывались мини-мастерские. Владельцы гаражей торжественно выкатывали из них свои авто, тут же подключались соседи. Кто-то помогал работой, а кто-то – советом. Так, во дворах при всеобщей поддержке налаживали подшипники ступиц, выставляли зазоры в контактах прерывателя, заменяли свечи и тормозные колодки. Даже ремонтировали и отлаживали карбюраторы! А если на кузове появлялись дыры от ржавчины, то их заделывали при помощи эпоксидной смолы или стеклопластика.

В те времена каждый уважающий себя мужчина умел ремонтировать и обслуживать семейное авто! «СССР – страна всеобщей слесарной грамотности», справедливо говорили тогда. Ремонтом собственного автомобиля своими руками не гнушались даже известные артисты. Поэтому иногда можно было увидеть торчащие из-под кузова «знаменитые» ноги.

3. А ЧТО С ЗАПЧАСТЯМИ?

«Доставание» автозапчастей в условиях советского дефицита/ Фото: 5koleso.ru

Владельцам «Москвичей» с запасными деталями помогали государственные автобазы. Тем, у кого были «Волги», негласно оказывали поддержку таксомоторные парки. Для «Жигулей» самыми дефицитными запчастями были тормозные колодки и шаровые опоры. Их приходилось либо втридорога приобретать на «черном рынке», либо на тех же СТО.

А вообще, в советское время нужные запчасти можно было либо урвать, либо достать. «Урвать» – это значит купить в магазине, совершенно случайно оказавшись у прилавка в нужное время. А «достать» – это то, о чем говорилось выше: купить либо у спекулянтов, либо у работников автозаводов, которые выносили товар «из-под полы», или на СТО втридорога, а то и в 10 раз дороже госцены.

Нередко продажей запчастей промышляли таксисты. Таким образом урывали или доставали не только запчасти, но и «тосол», и шпатлевку, и краски, и эмали. А вот масло М63 продавалось везде. Можно было свободно купить фасованную жидкость в автомагазинах или на розлив в свою тару на автозаправках.

«Жигули» на улице в Москве/ Фото: novayagazeta.ru

Если не было новых тормозных колодок на «Жигули», то наклеивали накладки на старые и отправляли сушиться в духовку. Достать уплотнения на тормозные манжеты было нереально, поэтому под протекающие детали накручивали изоляционную ленту. А если появлялись царапины на передних или задних крыльях, то их подкрашивали с помощью пылесоса.

Свечи прокаливали на газовой плите. А чтобы зимой они не успели остыть, заворачивали во что-нибудь, выносили на улицу и побыстрее закручивали. Это обеспечивало надежный пуск. Если сломалась шпилька фиксации амортизатора на нижнем рычаге, а нового рычага нет, то высверливали обломки шпильки, приподнимали пружину с использованием лома и вставляли на это место болт.

Склад советских автозапчастей/ Фото: drive2.com

Автослесарные инструменты тоже были в дефиците. Их также доставали по знакомым или изготавливали самостоятельно. Например, «ударник» для вставки оправки на поврежденное место делали из половины гантели. О том, что использовали вместо краскопульта, было сказано выше.

А потом перед началом перестройки на МКАД возник первый стихийный авторынок. В ночь с пятницы на субботу сюда съезжались сотни автомобилей. Парковались и на обочинах, и даже на газоне разделительной полосы. Чаще всего торговали автомобилисты, пересевшие с одной марки на другую. Они продавали свои старые запасы запчастей, приобретенных впрок: железо, резину, пластик.


Источник: Автосервис в СССР
Опубликовал:
Теги: истории СССР автосервис

Комментарии (4)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Александр Шитов
Из нашей заботной но счастливой авто реальности...
Антон Луценко
Нуу, возможно, в больших городах и в отношении массовых авто так и было, но у нас в маленьком городке, который даже не райцентр, в спортивном магазине "Динамо" спокойно лежали запчасти к "Запорожцу" (в том числе двери без покраски), мотороллерам и мотоциклам - и всем хватало: ни дефицита, ни давки, ни очередей.
Денис
Смотря какой период времени рассматривать.
Олег Архипов
Запчасти можно было выписать по каталогу Посылторга. На свою Яву я чего только не заказывал,на ИЖ-412 тоже.
Написать комментарий:
Напишите ответ :
Девушка приехала в автосервис подкачать колесо
Девушка приехала в автосервис подкачать колесо
7
Авто-Тема 12:08 01 ноя 2017
16 курьезных ситуаций, с которыми люди обратились в автосервис
16 курьезных ситуаций, с которыми люди обратились в автосервис
3
Авто-Тема 19:00 18 мар 2018
20 «умников», которые решили не тратить деньги на автосервис
20 «умников», которые решили не тратить деньги на автосервис
0
Авто-Тема 22:22 18 янв 2018
Как в СССР умудрялись ремонтировать машины без запчастей и сервиса
Как в СССР умудрялись ремонтировать машины без запчастей и сервиса
0
Авто-Тема 11:36 09 мар 2022
Самое главное отличие СССР от нынешней России.
Самое главное отличие СССР от нынешней России.
175
Ваши новости 04:01 28 дек 2020
Описан тайный заговор Андропова по развалу СССР
Описан тайный заговор Андропова по развалу СССР
75
Ваши новости 10:01 08 сен 2021
Как выбрать автосервис?
Как выбрать автосервис?
1
Авто-Тема 10:15 21 апр 2022
Питерский профессор: Распад СССР оказался спасением России
Питерский профессор: Распад СССР оказался спасением России
66
Ваши новости 06:00 26 дек 2021
Уничтожение СССР началось в 1953 году
Уничтожение СССР началось в 1953 году
198
Мужской журнал 09:00 30 сен 2021
30 лет без СССР – не имеющее аналогов оболванивание трёхсот миллионов
30 лет без СССР – не имеющее аналогов оболванивание трёхсот миллионов
206
Ваши новости 11:01 17 окт 2021
Культовые мотоциклы в СССР
Культовые мотоциклы в СССР
6
Авто-Тема 23:48 25 авг 2018
Статьи закона, которые нужно знать водителю при общении с ГИБДД
Статьи закона, которые нужно знать водителю при общении с ГИБДД
0
Авто-Тема 08:11 Сегодня

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства