Коррозия – главный враг автомобиля, особенно если он бюджетный и не стоит баснословных денег. Водители всеми силами пытаются защититься от неё и неизбежно проигрывают, поэтому назрел серьёзный вопрос. Почему производители не делают кузов из нержавеющей стали? Вопрос этот непростой и вызывает много споров. Впрочем, ответ на него тоже весьма неожиданный.
Автомобильный кузов
Кузов полностью из алюминия./ Фото: dzen.ru
За всю историю автомобилестроения из чего только не делали кузов легковой машины. В ход шло дерево, сталь, алюминий, полимерные смолы, стеклопластик, углеродное волокно и даже экзотические сплавы. Всё было ради одной цели – сделать кузов легче, надёжнее, прочнее и устойчивее к внешним воздействиям. Сейчас после многочисленных экспериментов установился определённый баланс между автомобилями разных ценовых категорий. У бюджетных автомобилей его делают исключительно из листового проката, углеродистой стали разного качества. Чем качественнее сталь, тем меньше в ней посторонних включений и тем ниже склонность к коррозии. В более дорогих автомобилях кузовные панели частично делают из алюминия, а то и весь кузов состоит из этого лёгкого металла. Машины со спортивным уклоном имеют композитный кузов, а в самых дорогих используется совсем уж недёшево углеволокно.
DeLorean DMC-12./ Фото: dzen.ru
И вот во всём этом разнообразии нет самого интересного – нержавеющей стали. Конечно, нельзя сказать, что никто и никогда не пытался построить глубоко серийный массовый автомобиль с кузовом из нержавейки. Это был DeLorean DMC-12, единственный и неповторимый, больше никто столь радикального шага сделать не пробовал. Конечно, есть ещё «Тесла Кибертрак», но это исключение из правил. Впрочем, создатель «Делореана» всё-таки сжульничал: вместо сплошного кузова из нержавеющей стали он сделал навесные панели толщиной в один миллиметр. На самом деле изготавливать кузов или детали кузова из нержавейки в своё время пытались некоторые производители, но дело быстро забросили. Сейчас же все поголовно используют листовую сталь, алюминий, стекловолокно и карбон. В наиболее дорогих автомобилях кузова изготавливают из фирменных высокопрочных композитов, но такая машина стоит целое состояние.
Заговор производителей и маркетологов
Нержавеющая сталь./ Фото: belabraziv.ru
На самом деле споры по поводу кузовов из нержавеющей стали не утихают до сих пор, хоть этой бородатой проблеме уже не один десяток лет. Причём многие на полном серьёзе склоняются к мысли, что всё дело в маркетинговом ходе, мол, чем ненадёжнее автомобиль, тем чаще он ломается и лучше продаётся. Действительно, кузов среднестатистического по-настоящему бюджетного автомобиля начинает ржаветь едва ли не на площадке автодилера. У многих без должной обработки ржавчина появляется в первую же зиму, а потом преследует автомобиль на протяжении всей его не очень долгой жизни. Разумеется, десятилетия эксплуатации такой машине не светят, через сравнительно короткое время её утилизируют, и кому-то придётся купить новую, а не кататься на авто с пробегом. Впрочем, это естественный «круговорот машин в природе», и искать здесь какой-то заговор или маркетинговый ход бессмысленно. Скорее, всё упирается в цену и, конечно же, в массу других причин.
1. Причина первая: баснословно дорого
Машины из нержавейки штучные./ Фото: foxnews.com
Цена автомобиля почти всегда играет решающую роль, поэтому малейшее его удорожание сразу же приводит к падению спроса, иногда очень сильному, а в случае с нержавеющей сталью так и будет. Начнём с того, что она сама по себе очень дорогая. Для изготовления кузовов используется самая обычная чёрная сталь, углеродистая, и цена на неё в разы меньше, чем на нержавеющую. Конечно, всё зависит от марки, характеристик и производителя, но разница в пять раз не слишком фантастическая. Дальше идёт чистая математика: если цена кузова может составлять до 20% стоимости автомобиля, то использование стали с большой антикоррозионной устойчивостью автоматически поднимает стоимость машины почти в два раза. Хоть некоторые критики и говорят, что обязательно купят машину из нержавейки, но они наверняка передумают, когда увидят подобные цифры. Впрочем, они не окончательные.
Ford v8 Tudor Deluxe./ Фото: drive2.ru
К стоимости самого металла следует добавить возросшую стоимость производства. Всё дело в свойствах нержавеющей стали: если не вдаваться в терминологию и технические подробности, то она слишком упругая. Даже согнуть её сложнее, не говоря уже о том, чтобы придать ей определённую форму. На это требуются гораздо большие усилия, то есть потребуется новое и более мощное промышленное оборудование. Расходы на его эксплуатацию (электричество, обслуживание, ремонт) тоже сильно возрастут. Рост цены автомобиля в два раза – слишком оптимистичный прогноз. Скорее, цена вырастет минимум раза в три.
2. Причина вторая: нержавейка не нержавеющая
Ржавая нержавейка./ Фото: pinterest.com
Определение «нержавеющая сталь» придумали потребители, это неофициальное название. Её следует называть сталью с повышенной коррозионной устойчивостью. А самое интересное, что она тоже покрывается окислами со всеми вытекающими последствиями. От коррозии её защищает устойчивая оксидная плёнка, которая образуется благодаря присутствию хрома. Стоит её повредить, и металл начнёт окисляться, а в жёстких условиях эксплуатации сделать это просто, стоит только выехать зимой на дорогу: оксидную плёнку хорошо разъедают дорожные реагенты. Впрочем, даже летом есть подобная опасность, поскольку в каплях дождя может содержаться железо и угольная кислота. Особенно в больших городах, где имеется много производственных предприятий. Также источником нежелательных химических соединений могут стать строительная пыль и бытовая химия, и в этот список обязательно стоит включить йодсодержащие и фторсодержащие вещества. Будет очень обидно, когда на нержавеющем кузове начнут появляться ржавые потёки, а это вполне возможно.
3. Причина третья: сложный ремонт
Сварка в аргоне./ Фото: yandex.net
Сварка во время кузовного ремонта – самый распространённый вид работ, но с нержавеющей сталью процесс не будет ни простым, ни быстрым. «Правильную» сварку можно сделать далеко не в каждой мастерской, и для этого требуется соответствующее оборудование. К тому же во время огневых работ металл можно легко перегреть, и тогда хром «выпадет» из сплава. Последствия этого станут очевидны очень быстро: металл начнёт ржаветь в районе шва, ведь защиты не будет никакой. Есть ещё один небезынтересный момент. Механические свойства нержавеющей стали не позволят её так просто выпрямить, если на кузове появится вмятина. Металл будет пружинить и сохранять принятую форму. Греть тоже нельзя.
4. Причина четвёртая: никакой эстетики
Tesla Cybertruck./ Фото: true-republican.com
С точки зрения красоты в блестящем нержавеющем кузове нет никакого смысла. Это уже прочувствовали на себе владельцы «Теслы Кибертрак». На красивом некогда кузове очень быстро появились отпечатки рук, разводы и вездесущая пыль, из-за чего поверхность машины превращается в красочную абстрактную картинку. К тому же о покраске нержавейки придётся забыть, у неё очень низкая адгезия, поэтому краска на ней долго не держится.
Комментарии (4)