Автомобилисты, уверен, неоднократно сталкивались с такими понятиями, как спойлеры, антикрылья и дефлекторы. Однако, далеко не каждый из нас даст четкое и правильное определение каждому из них.
Автор: Андрей Калинин
Фото: Dodge
В общем и целом, это аэродинамические устройства, которые либо входят в стандартное оснащение автомобиля, либо устанавливаются на него за дополнительную денежку и исключительно по желанию автовладельца.
Вы, наверняка, слышали нечто вроде этого: «Машина низко сидит и чем-то цепляет за дорогу». Все верно: цепляет спойлерами («отсекателями» – пер. в англ.). Один находится под передним бампером, второй – под задним. Есть еще спойлеры вдоль порогов, они образуют единый аэродинамический пояс, который охватывает нижний периметр автомобиля.
Спойлеры
Для чего нужны спойлеры? Прежде всего, для организации воздушного потока под днищем. Он, как известно, должен быть стабильным, поскольку возможные на высокой скорости завихрения нередко приводят к потере управления автомобилем. Недаром некоторые спортивные модели (типа Nissan GT-R или Dodge Viper) снабжены «невидимыми» спойлерами, которые прикрывают днище щитами. Задача – воспрепятствовать возникновению турбулентных потоков вокруг деталей трансмиссии и подвесок.
Есть и вторая задача, которую выполняют спойлеры – это отсекать воздушный поток и одновременно снижать давление под кузовом. Для чего это необходимо? А для того, чтобы внешнее атмосферное давление как бы «придавливало» машину к дорожному полотну.
Квинтэссенцией этой идеи была конструкция некоторых гоночных автомобилей 1970-х – они оснащались специальными мощными «пылесосами», постоянно откачивающими воздух из-под днища. Благодаря этому, машина шла по дороге словно приклеенная. Справедливости ради надо сказать, что впоследствии данные устройства попали под запрет, так как внезапные отказы «пылесосов» приводили к тяжелым аварийным ситуациям.
Если мы говорим о круговой «юбке» из спойлеров, то такую конструкцию можно назвать аэродинамическим максимализмом. Она, как правило, используется на чистокровных спортивных моделях (типа BMW M5 или Mercedes-Benz AMG).
Все вышесказанное можно отнести к стандартному переднему спойлеру – он, как легко заметить, низко нависает над асфальтом. Он, в сравнении с полноценной «юбкой», конечно же, в меньшей степени организует воздушный поток и отчасти понижает давление под днищем. Подобные аэродинамические устройства чаще всего встречаются на «приспортивненных» машинах гольф-класса.
Дошла очередь до заднего спойлера – он, как правило, самый заметный на автомобиле, потому что устанавливается на крышке багажника. В его ведении две задачи: уменьшать аэродинамическое сопротивление (экономия топлива и максимальная скорость), препятствуя завихрениям позади кузова, а также повышать устойчивость, прижимая корму автомобиля к дороге на запредельных скоростях.
Антикрылья
Порой задний спойлер разрастается настолько, что невольно превращается в антикрыло. Есть модели (например, Mitsubishi Lancer Evolution), на которых антикрыло делают регулируемым. Изменяя угол его наклона, водитель может либо повышать устойчивость автомобиля (увеличивается прижимная сила), теряя притом в максимальной скорости, либо, наоборот, повышать верхнюю планку скорости (снижается сопротивление воздуха), но тогда автомобиль проигрывает в устойчивости.
Недаром в гонках различных «Формул» аэродинамические устройства настраиваются индивидуально под каждую конкретно трассу, в зависимости от количества скоростных поворотов и длины прямых участков.
К слову, высокие вертикальные «кили», на которые опирается антикрыло, также вносят свой вклад в стабильность движения на высоких скоростях.
Дефлекторы
В переводе с английского это понятие означает «отражатели». Эти скромные и почти незаметные элементы, выполненные из специального полимера (акрилового пластика), обычно монтируются возле окон автомобиля с целью поддерживать их (стекла) в чистоте.
Их форма в точности повторяет контуры соответствующего элемента кузова для надежной фиксации. Дефлекторы организуют воздушный поток таким образом, чтобы пыль и грязь пролетали мимо стекол.
Изделия выполняются в разных цветах и фактурах: одни стилизованы под хром, другие изготовлены в виде банальной черной пластины. Стилистических решений довольно много, но самое главное, что все дефлекторы условно можно разделить на оригинальные и универсальные. В первом случае детали подбираются под конкретную марку и модель машины, вторые могут использоваться на разных моделях.
Есть еще дефлекторы капота – они предназначены для защиты его фронтальной части от вероятных механических повреждений, сколов, царапин и создания восходящих потоков от встречного потока воздуха для меньшего загрязнения лобового стекла и щеток стеклоочистителей.
Дефлекторы капота принимают на себя удары мелких камней. Их обтекаемый аэродинамический дизайн гарантирует отвод воздушного потока, обтекающего машину, наверх. Лобовое стекло будет гораздо более чистым, а надоедливые трудно смываемые пятна, оставленные разбившимися мошками (отсюда второе, народное название – «мухобойки») на капоте, уйдут в прошлое.
Эффективность работы дефлекторов капота доказана временем, однако следует понимать, что это происходит, начиная со скорости 70 км/ч.
Комментарии (1)