Армия во времена Советского Союза постоянно нуждалась в качественной технике. Несмотря на то, что производители из разных Республик постоянно развивали модельный ряд, найти по-настоящему крепкий и выносливый транспорт было не так просто. Как известно, в середине прошлого века особый упор был сделан на проходимость транспортных средств. Нужно было выпустить такой грузовой автомобиль, который мог передвигаться в любых условиях - даже там, где никогда не проходило дорог и тропинок.
К середине 1950 годов армия Советского Союза нуждалась в простом и, в то же время, надежном грузовом автомобиле. Главной целью было обеспечить ему отличную проходимость и сделать допустимым выполнение сразу нескольких задач. Использовать транспорт нового типа хотели в максимально тяжелых для такой техники условиях - водные препятствия, транспортировка груза массой до 3 тонн и буксировка прицепа до 6 тонн.
Московский завод ЗИС к тому времени уже имел наработанную в данной сфере базу. До этого он уже проводил конструирование полноприводных грузовых автомобилей, поэтому задачу по созданию такого транспортного средства решили положить на его плечи. Разработанный автомобиль получил индекс
В 1955 году подготовили первый ходовой макет колесного грузового транспорта с формулой 8х8. Известно, что в процессе сборки применили кабину от модели ЗИС-150. Внешне транспорт выделялся нестандартным расположением осей. Они размещались на расстоянии 1.5 метра друг от друга. На раме автомобиля стояла не только кабина, но и бортовая платформа из металла от ЗИС-121В. Для максимальной унификации в технике применяли комплектующие от других грузовых автомобилей - ЗИС и БТР-152. Последний отдал разработке ведущие мосты, 2 коробки отбора мощности и раздатку. Трансмиссию в виде 5-ступенчатой МКПП взяли у ЗИС-150, а раму с амортизаторами - от ЗИС-151.
Главная проблема, с которой столкнулись конструкторы в то время, - отсутствие дизельного мотора, отвечающего параметрам надежности и экономичности. Пришлось применять бензиновый ЗИС-120, который прошел значительную доработку - мощность увеличили с 95 до 130 л.с. Этот агрегат обеспечивал хорошую динамику для тяжелого грузовика. На шоссе скорость достигала 60 км/час. Расход топлива был не самым большим - 64 литра на 100 км.
Для увеличения крутящего момента в 4 раза, использовали необычное конструкторское решение - крутящий момент от мотора шел сначала на 3-ступенчатый гидротрансформатор, а после - на МКПП. Подобная конструкция обеспечивала увеличение проходимости и надежности.
В процессе испытаний грузовой
Испытания показали, что подобная разработка может пойти в серию, но ее нужно дорабатывать. Установка полноценной АКПП и самоблокирующегося дифференциала могла улучшить удобство управления. Именно в таком направлении конструкторы двигались при создании второго прототипа, который получил название "Макет №2".
Итог. ЗИС-Э134 - грузовой автомобиль, который разрабатывался в 1950 годах. В конструкции применялось много заимствованных решений, но это был простой прототип, который использовался для дальнейшего развития.
Комментарии (0)