Мы знаем их как производителей фургонов, семейных автомобилей или спорткаров — а в их послужном списке, оказывается, есть и машины для войны.
"Мотор" выбрал девять примеров откровенно военной техники, которая несет на себе клеймо знаменитых автомобильных брендов. И говоря "откровенно военная техника" мы имеем в виду не Gelandewagen или бронированный Unimog.
NSU Kattenkrad
Не для кого не секрет, что в истории NSU были не только автомобили, вроде очаровательного компакта Prinz или же роторного седана Ro80, но и мотоциклы – в свое время компания была крупнейшим производителем двухколесной техники в мире. Но далеко не все помнят про мототягач Kattenkrad, выпускавшийся NSU во время Второй мировой.
Особенностью мотоцикла является гусеничное шасси, позволяющее Kattenkrad штурмовать тяжелое бездорожье. В движение NSU приводится четырехцилиндровым 1,5-литровым двигателем от Opel Olimpia. За время войны был выпущен 8871 экземпляр этой техники, а после войны – еще около 560.
Skoda PA-II Delovy
Именно с таких машин началась история Skoda. Первый Pancierovy Automobil был построен в 1922 году, в 1925-ом появилась модифицированная версия PA-II, а в 1927 – PA-II Delovy. Тем не менее, ни первая, ни вторая, ни третья машина на вооружение приняты так и не были.
Кульминацией проекта стала модификация PA-II Delovy, оснащенная 75-миллиметровой пушкой. Эта же машина стала единственным образцом третьей серии PA – из-за врожденных недостатков, вроде слабой рамы, бронеавтомобиль порезали на металл еще в 20-е. Всего же Skoda построила 12 машин линейки PA.
Ford T17
Активное участие во Второй мировой войне принимала и компания Генри Форда – с 1942 по 1943 год Ford выпускал бронеавтомобили Т17, созданные по заказу Великобритании и США. Первоначально планировалось, что тираж машины составит более 2000 экземпляров, но свет увидели лишь 250 штук.
Т17 оснащался двумя рядными шестицилиндровыми моторами мощностью 110 сил, которые позволяли разгоняться до 60 километров в час. Британским военным автомобиль не очень понравился, поэтому на войне он использовался только американцами, а после нее машины были переданы для нужд полиции, но уже с демонтированной 35-миллиметровой пушкой.
Fiat 6614
Легкий бронетранспортер Fiat 6614, разработанный "Фиатом" совместно с компанией OTO Melara, до сих пор несет службу в ряде стран: в Южной Корее, Сомали, Аргентине, Венесуэле, Ливии. Первый прототип машины был готов в 1972 году.
Большей популярностью пользуется версия 6616 – тот же 6614, но с установленной наверху 20-миллиметровой пушкой Rheinmetall Rh 202. Бронетранспортер является амфибией и может передвигаться по воде, хоть и медленно. Двигатель – турбодизель Iveco 8062.24 на 160 сил.
Lancia 1Z
Хотя Lancia 1Z была построена еще до Первой мировой, она участвовала в обеих войнах и, в принципе, была достойной боевой машиной: малая высота делала ее малоуязвимой для вражеской техники, а рельсы на передней части корпуса помогали прорывать проволочные препятствия.
На вооружение 1Z в слегка модифицированном варианте (также известном как IZM) поступила в 1918 году и участвовала в боях на австрийском фронте. Последним боем для 1Z стала оборона греческих островов осенью 1943 года – машина к тому времени сильно уступала современным аналогам.
ГАЗ-40
Все бронетранспортеры, созданные ГАЗ-ом, разом и не перечислишь, так что вспомним один из первых, БТР-40. Разработка машины велась с 1947 по 1949 годы, а в ее основу легло шасси от грузовика ГАЗ-63. Серийное производство стартовало на ГАЗе в 1950 году.
На вооружении СССР и России БТР-40 состоял вплоть до 1993 года, а в некоторых странах он используется и по сей день. Экипаж машины состоит из двух человек, плюс шесть человек десанта. Основные назначения БТР-40 – машина разведки, артиллерийский тягач.
КамАЗ 43269
Едва ли меньше военных машин было в истории КамАЗа, но выделим одну из них – бронеавтомобиль "Выстрел", он же – 43269. Спектр его применения крайне широк: 43269 может быть и санитарным автомобилем, и пограничным, и патрульным, и разведывательным, и штабным.
Автомобиль состоит на вооружении 7-й военной базы в Гудауте (Абхазия) где используется для разведывательных целей. Всего же на конец 2016 года в распоряжении российской армии находилось около 100 "Выстрелов". Однако после появления проекта "Тайфун", программа развития "Выстрела" была приостановлена.
Iveco SuperAV
Современнейший бронетранспортер SuperAV был подготовлен Iveco по заказу бразильской и итальянской армий и принят на вооружение странами в 2009 и 2010 годах соответственно. Несколько машин были направлены в США, для корпуса морской пехоты.
Бронетранспортер способен передвигаться по суше со скоростью до 105 километров в час, а по воде – не быстрее 10 километров в час. Если машина оснащена башней с 40-миллиметровым орудием, то экипаж ограничивается восемью людьми, зато без нее SuperAV способен вместить на борту десятерых. Стоимость одной машины составляет около 3,5 миллиона долларов.
GM XM1
Эта история – одно из самых темных пятен в истории вооруженных сил США. В конкурсе на создание танка принимали участие два гиганта, GM и Chrysler. И хотя почти по всем параметрам лучше был проект GM, предпочтение было отдано варианту Chrysler, местами до боли напоминающему немецкий Leopard. Впоследствии танк Chrysler станет знаменитым "Абарамсом", а о прототипе GM забудут.
Причина была банальной – GM предложил танк с инновационным дизельным мотором, а заказчик хотел видеть газотурбинную силовую установку и только. GM оперативно отыскали газотурбинный мотор, но было слишком поздно – заказ ушел к конкурентам. Третьим участником тендера был Ford, но он в финал не прошел.
Комментарии (0)