3.1. Субстанциально-статическая концепция времени
Среди философов и учёных различных областей наук нет единого мнения по поводу определения понятия Времени и его природы. Для историков и геологов оно имеет одно значение, для биологов и химиков- другое значение, а астрономы и космологи воспринимают его совсем иначе. Что же говорит об этом физика?
Классическая физика XIX столетия, как известно, рассматривала время как нечто абсолютное, единое для всей Вселенной, не зависящее от материи. С появлением теории относительности Эйнштейна выяснилось, что никакого абсолютного времени не существует. Время тесно связано с материей. Если бы исчезла материя, подчеркивал Эйнштейн, вместе с ней исчезли бы пространство и время.
Это практически то же самое, что я говорил о пространстве и движении, существующих в пределах материального Мира.
Сегодня в физике и философии рассматриваются две взаимодополняющие концепции времени (в смысле принципа дополнительности Бора). Первая пара является дополняющей для понятия природы времени.
Время по одной концепции есть такая же субстанция, как пространство или вещество (субстанциальная концепция). Время по другой концепции есть отношение (система отношений) между физическими событиями (реляционная концепция).
Вторая пара является дополняющей для понятия отношении категории времени и категории бытия.
События прошлого, настоящего и будущего, согласно одной концепции, существуют реально и даже в некотором смысле одновременно, важен момент осознания явлений и материальных объектов, возникновение и исчезновение которых иллюзорно (статическая концепция);
по другой концепции, реально существует только настоящий момент, событии прошлого уже нет, события будущего еще не наступили (динамическая концепция).
Субстанциональная и статическая концепции тесно взаимосвязаны и взаимно дополняют друг друга. По сути их можно объединить в одну субстанционально-статическую концепцию времени. Но имеет ли она право на существование?
Если опираться на краткое обоснование постулата безвременья, то такая концепция оказывается в дальнейшем не жизнеспособной.
Известный физик Пулковской обсерватории Козырев, наверняка, был ярым сторонником субстанциональной концепции, поскольку он утверждал, что Время, несомненно является реальным фактором. Это, якобы, подтверждалось его многочисленными экспериментами с использованием весов и вращающегося волчка, телескопа и гироскопа.
Разумеется, все эти эксперименты очень интересны и загадочны, но они никак не доказывают реального существования материального Времени. Скорее – наоборот. В рамках современной физики, с открытием физического вакуума, эти эксперименты могут подтвердить лишь теорию торсионных полей, где главное место занимает фактор вращения. Поэтому изучать эксперименты Козырева с его точки зрения нет никакого смысла.
А теперь представим, что Ленинградский учёный был прав, и Время действительно обладает свойствами материальной субстанции, то есть состоит из вещества и делится на гипотетические частицы- хрононы.
Что касается времени в микромире, в современной физике при исследовании взаимодействия элементарных частиц используется процедура квантования пространства-времени. При этом обычно вводится минимальная длина 10-13 сантиметров и минимальная длительность 10-24 секунд. Направление времени не рассматривается.
Исходя из этого, нам придётся разместить хроно-частицы именно на таком минимальном расстоянии друг от друга и дать каждой из них именно такую продолжительность времени.
Интересное:
Немецкий математик Герман Минковский предложил концепцию, согласно которой пространственно-временной континуум состоит из множества миров, следующих один за другим Каждый отдельно взятый момент времени — это самостоятельная реальность. Она никуда не исчезает, и прошлое, настоящее и будущее существуют одновременно Следовательно, если в прошлом что-то меняется, то изменяется и будущее.
Это просто объяснить на таком примере. Человек купил какую-то вещь Неожиданно она исчезает, хотя пропасть ей, кажется, некуда А дело в том, что в прошлой реальности, отстоящей от нашего мира на некотором расстоянии во временной оси, вещь не была куплена. Поэтому ее и не может быть у данного человека.
Как вам такое бытие? А вот другой вариант той же картины, только в профиль...
Это мир, состоящий из бесчисленного множества потенциально возможных состояний или "копий" Вселенной, внутри каждого из которых (каждой "копии") все события предрешены. И в этом мире существуют два "потока причинности"…
С подобной точки зрения квантовые переходы, то есть происходящие в мире события - представляют собой либо "предъявление" наблюдателю одного из бесчисленных допустимых состояний Вселенной, то есть либо "смещение» сознания с одной "копии" на другую, либо результат воздействия на реальность сознания самого наблюдателя, которое способно оказывать влияние на направление и интенсивность смещения, о котором идет речь.
Скорее всего, именно в таком неподвижном мире могла бы существовать стрела Зенона, которая перемещалась бы в пространстве не за счёт собственной динамики полёта, а за счёт смещения сознания наблюдателя по копиям статичных Вселенных. Однако, всё это требует небольшого дополнительного пояснения.
Воспользовавшись характеристикой пространства и времени субстанциональной концепции, представим себе статичный мир похожий на киноленту, в котором через каждые 10-13 СМ расположены так называемые хрононы длительностью 10 -24 с. При этом каждая из таких хроно-частиц должна быть размазана сразу по всей Вселенной и включать в себя совокупность всех существующих элементарных частиц и атомов. Таким образом, она должна представлять из себя своего рода неподвижную материально-энергетическую трёхмерную голограмму. Такие структуры, чуть изменённые в каждом из последующих хрононов, как кадры на киноленте, должны существовать в статичном мире все сразу.
Для большей наглядности можно представить себе такую Вселенную в виде наблюдаемой книги бытия с бесчисленным, но конечным количеством страниц - хрононов. Все они должны быть растянуты в пространстве мироздания до немыслимых, но предельных границ, а на каждой из них изображена определённая картинка существования Вселенной.
Зададим себе другой вопрос. Каким образом в статичной Вселенной, где нет никаких причинно-следственных отношений, возникающих в процессе движения, могло появиться само понятие Времени? И зачем вообще там нужны пресловутые хроночастицы, если само «Время» в таком мире должно быть неподвижно?!
Теоретическое существование статичной Вселенной, так или иначе предполагает возможность путешествия во Времени в прошлое или в будущее, а следовательно, подразумевает возможность обратимости хода Времени.
Наконец, одним из основных аргументов в защиту необратимости времени является необратимость причинно-следственных отношений. При обратном ходе времени причинно-следственная связь оказывается нарушенной и невозможно никакое взаимодействие. Следовательно, отсутствует движение, а значит, и время.
То есть в таком мире не может быть вообще никакого Времени, в принципе. Ни абстрактно-относительного, ни субстанционально-физического. Значит, не будет и самой статичной Вселенной, гипотетически состоящей из материально-энергетических голограмм - хрононов.
Другие статьи по этой теме в одноименной книге на сайте:
Интересное еще здесь:
Комментарии (0)