Когда-то это был один из самых секретных объектов в Крыму. В скале в обстановке полной тайны совместно военными строителями и метростроевцами было вырублено укрытие для подводных лодок, несущих ядерное оружие. База подводных лодок была защищена настолько, что могла выдержать прямой удар атомной бомбы мощностью до 100 килотонн.
Сейчас есть возможность заглянуть внутрь и посмотреть на это грандиозное сооружение.
Так выглядит вход в базу подводных лодок с середины Балаклавской бухты. Раньше он был закрыт маскировочной сетью. Подводные лодки заходили и выходили исключительно по ночам. На это время в Балаклаве отключали свет, чтобы маневры не были видны со спутников-шпионов.
Объект 825 ГТС включал в себя комбинированный подземный водный канал с сухим доком, цеха для ремонта, склады ГСМ, минно-торпедную часть и был предназначен для укрытия, ремонта и обслуживания подводных лодок 613-го и 633-го проектов, а также для хранения боеприпасов, предназначенных для этих субмарин.
Схема комплекса для ремонта и укрытия подводных лодок в Балаклаве
Оцените масштабы, взглянув снаружи:
Вход в базу подводных лодок закрывался батопортом — плавучим затвором.
Я бывал на базе подводных лодок много раз в разные годы. Раньше здесь располагался музей Военно-Морских сил Украины, сейчас у входа встречают портреты Путина и Шойгу.
Внутри база поражает своей монументальностью. Двери должны были защитить сооружение от взрывной войны, радиации, отравляющих веществ. Одна такая створка весит 10 тонн.
База подводных лодок строилась с 1953 по 1961 год. Добытую породу по ночам вывозили на баржах в море. Особая секретность была обусловлена тем, что подводные лодки могли нести ядерное оружие. Ядерные боеголовки хранились тут же в специально оборудованных хранилищах.
Для перевозки боезарядов по территории проложены рельсы. Тележки перевозились вручную.
После развала СССР база подводных лодок оказалась никому не нужна. Какое-то время она использовалась в качестве хранилища, говорят, здесь хранили первые отпечатанные гривны. Затем базу забросили окончательно. На протяжении десяти лет здесь действовали мародеры, которые вывезли отсюда почти всё.
С 2003 года в штольне создается музей. Я бы не делил его на Украину и Россию. Объект 825 ГТС — наследие Советского Союза.
Экспозиция очень интересная. Нигде больше нет подобного объекта в такой доступности.
Корабельная мина
Коридоры имеют изогнутую форму, чтобы гасить ударную волну. Пройти придется много.
Сверхмалая подводная лодка «Тритон-1М», разработанная для подводников-диверсантов.
В канале длиной 602 метра могло разместиться 7 подлодок. Глубина канала достигает 8 м, ширина колеблется от 12 до 22 м. Общая площадь всех помещений и ходов завода 9600 м², площадь подземной водной поверхности равна 5200 м².
Здесь же был сухой док — участок, который мог осушаться для ремонта подводных лодок.
Канал в скале сквозной, то есть подводная лодка могла зайти в бухту, а выйти из другого выхода в открытое море.
Стой, кто идет?! Это просто манекены, но выглядят жутковато.
Рассматривалась возможность о буксировке на базу одной из подводных лодок, которые пришвартованы в Севастопольской бухте. Мне кажется, что это было бы правильно.
Самая защищенная часть базы — ядерный арсенал. У него было отдельное обозначение — объект 820 РТБ. Нужно пройти еще одни ворота.
В штольнях расположены макеты военных кораблей и подводных лодок. Все показывать не буду, их очень много.
Макет авианесущего крейсера проекта 1143.
Темой подводных лодок все не ограничивается. Даже крылатая ракета здесь есть.
Надпись на стене в Балаклаве, около которой, все фотографируются.
Правильные слова.
Экспозиция, посвященная подводному флоту.
Макет подводной лодки.
А это устройство корпуса подводной лодки.
Самое секретное место. Хранилище ядерных боеприпасов.
Покидаем базу подводных лодок через еще одни ворота. Через них осуществлялась доставка боеприпасов.
Второй выход из канала. Через него перекинут автомобильный мост.
Объект 825 ГТС — один из моих любимых музеев в Крыму. Был тут много раз, первый раз еще тогда, когда нужно было договариваться со сторожами и ходить при свете фонарика в кромешной темноте. Сейчас музей развивается. Глядя на это колоссальное сооружение, понимаешь, какой мощной была наша страна и каких трудов стоило подобное строительство. А ведь это далеко не единственный объект. Есть еще и до сих пор нерассекреченные…
Рекомендую посмотреть на штольни своими глазами.
Комментарии (3)