Бензин или дизель – одна из самых старых тем для споров среди автомобилистов. Каждый вид двигателя имеет свои преимущества и недостатки, поэтому выбрать между ними непросто. Неоспорим факт, что, при прочих равных условиях, дизельный мотор значительно экономичнее бензинового. Добиться этого результата удалось за счёт применения особого термодинамического цикла, о котором я расскажу далее.
По статистике дизельные двигатели потребляют примерно на 30% меньше топлива по сравнению с бензиновым агрегатом со схожими характеристиками. В долгосрочной перспективе это преимущество даёт автовладельцу существенную экономию, ведь стоимость литра ДТ сопоставима с АИ-95 (дешевле летом и дороже зимой). Добиться экономии позволил ряд технических решений.
Низкий расход топлива дизельным двигателем связан с более высоким коэффициентом полезного действия, а на его увеличение относительно бензиновых агрегатов повлиял ряд факторов. Первый из них – отсутствие дроссельной заслонки, которая приводит к потерям на всасывание воздуха. Значение этого фактора в общей массе не столь значительно, но он оказывает определённый положительный эффект для дизельных моторов.
Особенно экономичен дизельный двигатель в городских условиях при аккуратном стиле вождения. Агрегат обеспечивает высокий крутящий момент на низких оборотах, поэтому водителю не приходится регулярно "раскручивать" поршневую систему. Бензиновые двигатели обеспечивают максимальный крутящий момент на высоких оборотах, поэтому не столь комфортны при эксплуатации в городских условиях.
Основное отличие дизельных моторов – принцип воспламенения воздушно-топливной смеси. На бензиновых двигателях используется система зажигания со свечами, образующими искру в цилиндрах. Дизельные агрегаты не имеют свечей зажигания, а воспламенение смеси образуется за счёт высокого давления в цилиндрах, провоцирующего рост температуры.
"Солярка" примерно на 15% плотнее бензина, поэтому, покупая один литр топлива на АЗС, в килограммах разница будет ощутимой. От этого напрямую зависит количество энергии, выделяемое при сгорании топлива – ДТ производит её значительно больше. Положительно на эффективности дизельных двигателей сказывается более высокая степень сжатия, необходимая для самовоспламенения смеси.
В отличие от бензинового двигателя, дизель не столь чувствителен к составу воздушно-топливной смеси и может стабильно работать на сильно обеднённом составе. Во-многом это объясняет крайне медленный прогрев дизельных моторов на холостом ходу, так как лишь небольшая часть энергии уходит в набор температуры.
Комментарии (3)