За повседневной рутиной автомобилисты редко задумываются над тем, что сегодня даже последнее «корыто» — это продукт многолетней эволюции четырехколесных транспортных средств и настоящее чудо техники в сравнении с тем, что люди могли делать 50-100 лет назад. Многие полезные функции в автомобиле давно воспринимаются как что-то должное и обыденное. Однако, не стоит забывать о том, что за каждой из них (даже самой простой) стоят тысячи часов человеческого труда и десятки коммерческих провалов. Вот и вспомним, с чего же начиналась история нескольких наиболее «обыденных» приспособлений в автомобиле.
1. Первый «навигатор»
Первый навигатор от Форд в 1964 году. |Фото: auto-liga134.ru.
Попробуйте угадать, когда именно появился первый «навигатор». Нет, бумажные атласы и карты не в счёт… Речь идет именно о первом электромеханическом устройстве-помощнике для автомобиля. Каждый, кто знает о том, что современные навигаторы используют систему спутникового наведения GPS, предположит, что появился первый «указатель пути» уже где-то в конце 1950-ых, начале 1960-х годов. И он будет прав! Первый автомобильный навигатор создала компания Ford в 1964 году. Правда, никакого отношения к спутникам и к технологии GPS он не имел и не мог иметь, так как первый GPS-спутник появится только в начале 1970-х годов.
Само собой «навигатор» Ford был не более, чем экспериментальным прототипом. По сути, это была электромеханическая бумажная карта с указателем текущего местоположения машины. Правда у этой штуки была погрешность в 3-5 мили, да и вообще работала она из рук вон плохо… Так что мечта о нормальном навигаторе осуществилась для массового автомобилиста лишь в начале 1990-х годов.
2. Первые «поворотники»
Пример механического поворотника-флажка. |Фото: autozurnal.com.
Кого сегодня удивят мигающие по бокам автомобиля желтые лампочки? Подворотники воспринимаются настолько естественной штукой, что людям кажется, будто бы на автомобилях они были всегда. А ведь это не так. Первые световые указатели поворота появились лишь в 1939 году на автомобилях немецкого производства. До этого автомобилисты были вынуждены использовать так называемые автомобильные «семафоры» - страшно неудобные штуковины с выдвижными в сторону пластиковыми флажками оранжевого цвета. Причем, даже такие штуковины были далеко не на всех автомобилях и грузовиках первой трети XX века. Что иронично, до стоп-сигналов в отличие от поворотных сигналов люди додумались почти сразу…
3. Первые «стеклоочистители»
Первые стеклоочистители были чудной конструкцией. |Фото: jarvekodu.ee.
Вряд ли сегодня кого-то удивят стеклоочистители на лобовом стекле автомобиля. Сегодня с их управлением справится даже ребенок! Вот только так было не всегда. Еще в начале XX века стеклоочистители представляли достаточно мудреную конструкцию… Более того, скорость и интенсивность их работы зачастую зависела от скорости транспортного средства, так как усилие для движения «дворников» передавалось через редуктор непосредственно с двигателя внутреннего сгорания. При этом первые весьма условно «современные» стеклоочистители появились в США еще в 1902 году.
4. Первая самоочищающаяся пепельница
Даже сегодня большинство пепельниц обычные. |Фото: avtorazbornn.ru.
Первая пепельница-пылесос появилась в США в 1955 году благодаря творческим изысканиям специалистов марки «Chevrolet». Название говорит само за себя: внутри пепельницы был установлен пылесос, который вытягивал прочь золу и прочий мусор из-под сигарет. Срабатывала опция всасывания автоматически, как только автомобилист закрывал пепельницу. Правда, в 1950-е годы функция не прижилась. Руководство «Chevrolet» решило, что установленный пылесос слишком сильно шумит в момент срабатывания.
5. Первый датчик света
Кадиллак 62-ой серии. |Фото: conceptcarz.com.
Едва ли сегодня кого-то удивишь еще и такой полезной штукой, как датчик света. Маленький помощник, заметно повышающий безопасность транспортного средства – разработка молодая. Серийные образцы датчиков света появились лишь в 1993 году. Впрочем, первые работы по этому направлению инженеры «Cadillac» вели еще в конце 1950-х годов. Экспериментальное устройство получило название «Сумеречный дозор» (Twilight Sentinel). Некоторое количество «дозорных» было установлено на Cadillac 62-ой серии. По своей сути устройство уже было современным датчиком света. Однако, первый блин вышел комом. Из-за несовершенства технологии «дозорный» люто сбоил и срабатывал, когда не нужно (или не срабатывал, когда все-таки нужно).
Комментарии (3)