Все про автомобили для мужчин

Колымская трасса и её герои

О колымской трассе и ее героях. Э. Герлингер.


Практически вся трасса от Магадана до Хандыги проложена в горной стране, среди сопок, по долинам рек, через перевалы. Пересекает тысячи рек и ручьев. Про мосты я и хотел рассказать. Некоторые мосты, как свидетели тех суровых времен, до сих пор стоят вдоль трассы как памятники истории.

Активное строительство трассы проходило в 30-40е годы, заключенными треста «Дальстроя». Как правило, за первый год,- два осуществлялось строительство автопроезда в одну колею, а остальные несколько лет, дорожное полотно расширялось и усовершенствовалось. При этом, мосты нужно было строить сразу. Сложный рельеф, климат, сложная, не изученная гидрология не давали право на ошибки в строительстве мостовых переходов. Ошибка могла быть оплачена сотнями жизней заключенных.
(на границе Магаданской области и Якутии (Саха))


Одним из строителей трассы «Колыма» был Герлингер Эрих Андреасович. Среди дорожников его поколения, не было более компетентного специалиста в области строительства мостов.
Он родился 18 сентября 1913 г. в АССР Немцев Поволжья, г. Маркштадт, в семье врача. Отец, в погиб на войне с белофинами, а в 1937 г. Его и мать арестовали органами НКВД. Осужден по ст. 58/-10 «проведение антисоветской агитации» /-11 «участие в антисоветской организации». 10 лет лишение свободы. Этап, Магадан, Колыма.


(Прижим вдоль реки Нера. Здесь до реконструкции дело не дошло. Дорога с сороковых годов мало изменилась, проезд в одну машину.)


Его профессиональные знания, полученные в Саратовском ЖД университете и помогли выжить в лагерях. Заметив его талант в инженерии дорожного строительства, администрация поручала все более сложные задания, в том числе и проектирование мостов, Герлингер блестяще справлялся с любой задачей. В изыскательских партиях он прошел всю трассу от Магадана до Пристани Хандыга.


Вот что он сам рассказывал.
«В сентябре –октябре 1941г. прибыли рабочие-заключенные. Мы приступили к организации ДСУ от Хандыги до Кадыкчана в 1000км, с базой на Росомахе. Зимой морозы держались до -55С. Но несмотря на это работы проводились каждый день по 10-12ч. Менее чем за два года был сдан автопроезд Хандыга-Кадыкчан. Было переработано в ручную более 5 млн. кубов грунта, построены сотни мостов. Особенно тяжело давались 15й километр от Хандыги. 20 машин возили грунт болото. Вчерашние работы были не видны, т.к. весь грунт тонул. Тогда выложили основание дороги двумя слоями наката из бревен, и только тогда дали проезд.»
(Болота вдоль которых прошла дорога)


« … Иногда для прокладки километра пути требовалась отсыпка в миллион кубов грунта, выполненной с помощью одних только тачек и лопат. На болотистых местах, насыпь проваливалась так, что утром не было видно и следа и все приходилось делать с нуля.
«четырехметровую полку дороги, в 18 километровой стене «Черного прижима», заключенные высекали взрывчаткой и кайлом целый год.»
По его проектам выполнялось строительство крупных мостовых переходов через р. Агаякан, Сунтар, Куйдусун, Менкюле, Росомаху и другие реки.


(Участок "Черный прижим" после реконструкции. Ниже современного полотна дороги, есть полка исторической, шириной 4 метра. Сейчас старая дорога выполняет функции уступа безопасности. Если автомобиль и пробьет защитное ограждение, на его пути в обрыв, окажется этот уступ.)


После освобождения, в 1947 году Герлингер продолжал работать в п. Теплый ключ, что не далеко от Хандыги, продолжал строить дороги и мосты, а в 1956г. был полностью реабилитирован.
Это уже был конец 70х, когда внезапно, после тяжелого ледохода на р. Нера (крупный приток Индигирки) вышел их строя мост через Неру. Движение транспорта было ограничено, объезд сделать не возможно. О важности объекта говорил тот факт, что съехались ведущие специалисты их Якутска и Москвы, долго не могли найти решения. И тут слово взял Герлингер. Он предложил одеть в бандажи старые опоры. К утру все расчеты лежали на столе. По ним, работники Нерского ДРСУ провели ремонт в короткий срок и мост еще прослужил 5 лет, пока не был построен новый.


В то время Эрих Герлингер был старшим прорабом.


Так же Герлингер был автором методике создания автозимников в Заполярье. Она до сих пор настольное пособие для дорожников. Его рукой написано «Техническое условие по строительству автодорог на ледяном покрове в условиях Якутии». Его номограммой, простой и доступной, до сегодняшнего дня пользуются дорожные мастера, инженеры и прорабы по всей Якутии и Восточной Сибири.


(поворот на автозимник в п. Зырянка, Среднеколымск и Певек)



Эрих Герлингер никогда не занимал высоких руководящий постов. Выходец из семьи репрессированных немцев. К сожалению, именно строка в биографии влияла, на судьбу человека, а не талант. Числился старшим прорабом, хотя выполнял функции, далеко выходящие за его обязанности.



(Мост -Памятник Герлингера на перевале "Зайчая петля")


(Работники ДРСУ разбирают старый мост, после постройки нового)


(Барак у дороги. Постройка 40х годов. Дорожная дистанция)


(Памятник -Крест мостостроителям Колымской трассы).

На горном перевале стоит крест со словами «Путник! Склони голову в память о людях разных национальностей, оставивших свою молодость, здоровье, а зачастую и жизнь…»

Автор drs_radchenko


Источник: Колымская трасса и её герои
Опубликовал:
Теги: авто Факты транспорт дорога ремонт история трасса

Комментарии (1)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Олег
Памятник крест вторая часть --оставивших ЗДЕСЬ/ это пропущено слово/ оно прям просится сюда --ну и дальше по тексту а так все в норме
Написать комментарий:
Напишите ответ :
Настоящие герои России
Настоящие герои России
64
Ваши новости 04:01 17 ноя 2020
Смешные анекдоты, главные герои которых и мужчины, и женщины
Смешные анекдоты, главные герои которых и мужчины, и женщины
8
Мужской журнал 18:30 03 апр 2022
Казнь на камеру по-немецки: непокорённые герои Отечественной
Казнь на камеру по-немецки: непокорённые герои Отечественной
54
Мужской журнал 10:01 15 июл 2021
Шугалей: из Ливийского плена в герои отечества
Шугалей: из Ливийского плена в герои отечества
6
Ваши новости 21:32 11 июн 2021
Национальные герои других стран, которые на самом деле русские
Национальные герои других стран, которые на самом деле русские
22
Мужской журнал 08:01 21 апр 2021
Животные – герои Великой Отечественной войны
Животные – герои Великой Отечественной войны
3
Мужской журнал 07:01 02 июл 2021
В Подмосковье появится новая платная трасса
В Подмосковье появится новая платная трасса
0
Авто-Тема 12:42 16 ноя 2021
Здесь «герои» превратились в проституток
Здесь «герои» превратились в проституток
3
Ваши новости 02:01 10 окт 2017
17 курьезных фотографий, герои которых нескоро забудут о том, что случилось с ними в дороге
17 курьезных фотографий, герои которых нескоро забудут о том, что случилось с ними в дороге
0
Авто-Тема 12:24 06 июн 2019
С "немытой Россией" попрощались, а сами помыться забыли: украинская трасса на Крым напоминает помойку
С "немытой Россией" попрощались, а сами помыться забыли: украинская трасса на Крым напоминает помойку
0
Ваши новости 09:01 29 июл 2017
Девицкие Орлята: расстрелянные фашистами пионеры-герои, о которых не рассказывают в школе
Девицкие Орлята: расстрелянные фашистами пионеры-герои, о которых не рассказывают в школе
52
Мужской журнал 08:01 31 янв 2019
СМЕРШ: оболганные герои
СМЕРШ: оболганные герои
1
Мужской журнал 13:01 12 июн 2018

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства