Быть или не быть Кодексу, для вас это вопрос или нет?
Власти всё чаще задумываются над созданием Кодекса этики для водителей такси. В начале года эта идея активно обсуждалась в Санкт-Петербурге. Вполне ожидаемо, что подобные инициативы в скором времени распространятся и на другие регионы.
При разработке новых требований законодатели ожидаемо обращаются к опыту советских лет. Для тех, кто ностальгирует по СССР, – приятная новость!
Ну что же, давайте и мы с вами смахнём пыль с инструкций и правил, регламентировавших работу советского шофёра, и вспомним, какие задачи ставились перед работниками таксопарков. Ведь, судя по наметившейся тенденции, многое из прошлых дней вполне может перекочевать в день сегодняшний.
Кто не знает, первые такси появились в Москве почти век назад, в 1925 году. Не за горами и 100-летний юбилей! Как думаете, какие подарочки приготовят нам, водителям, к этой круглой дате?
Появление такси на дорогах в те годы было важным событием и к нему тщательно готовились. Были разработаны повышенные требования к шофёрам, чтобы не уронить честь советского таксиста. В дальнейшем требования расширялись и дополнялись. В чём же они состояли?
ТРЕБОВАНИЯ К ШОФЁРУ ЛЕГКОВОГО ТАКСИ В СССР
Это было совсем недавно но пропасть отделяет нас нынешних от нас прошлых1. Основные обязанности шофёра такси.
«Первейшей» обязанностью советского таксиста называлось «культурное обслуживание пассажиров» и «полное изжитие жалоб». Шофёр должен быть для пассажиров «образцом поведения», а поездка в таксомоторе дарить людям исключительно «радость» и «удовольствие». Именно так предписывали инструкции тех лет.
Особо подчёркивалась обязанность таксиста обслуживать пассажиров не просто культурно, а «заботливо». Так, в Инструкции-справочнике шофёра легкового такси 1967 года, указывалось, что «обслужить» означает не просто «перевезти», но и:
- выбрать лучший маршрут;
- помочь человеку разобраться с непонятным адресом;
- помочь усадить пассажира;
- помочь уложить багаж;
- помочь открыть дверь.
Как видите, роль советского таксиста не ограничивалась только перевозкой из точки А в точку Б, как принято сейчас говорить. Главная задача заключалась именно в обслуживании, то есть удовлетворении нужд и потребностей пассажиров, не связанных непосредственно с перевозкой. И это многократно подчёркивалось.
Понятием «обслуживать» предлагалось гордиться, а не стыдиться его. Помощь же пассажирам при открытии дверей, посадке в салон и укладке багажа, была обязательной, без разделения, как сейчас, на «Экономы» и «Комфорты». Хотя, кто следовал этим правилам в те годы?
Не забудьте поделиться статьёй с друзьями в соц. сетях!2. Кто допускался к управлению советским таксомотором.
Водителем такси мог стать только не судимый гражданин и не моложе 21 года. Новичков готовили на специализированном комбинате в течение 6 месяцев. Будущие шофёры изучали не только устройство автомобиля, правила дорожного движения, но и карту города, транспортную сеть. Они должны были уметь свободно ориентироваться в городской среде.
После учёбы предусматривалась стажировка с инструктором, которая завершалась сдачей экзамена. Только после этого молодой таксист допускался к работе.
Очевидно, что требования тогда были строже, а подготовка более профессиональной. В советские времена, если такси становилось участником ДТП, это было целое событие. Безопасности таксомоторных перевозок в СССР уделялось много внимания. Хотя, если объективно смотреть на вещи, то и машин на дорогах было многократно меньше, чем сегодня.
3. Ответственность водителя такси.
За работой таксиста следило много глаз. Это и непосредственный начальник в таксопарке, и инспектор ГАИ, и специально обученные контролёры. Если водитель попадался на каких-либо нарушениях, не соблюдении правил, инструкций или превышении скорости, его наказывали.
Наказание было суровым. Хороший автомобиль отбирали, а вместо него давали какую-нибудь развалюху. Вот и работай на ней!
Обратите внимание:
Вернуть обратно прежние условия работы было не просто. Счастливчик, пересевший в новый автомобиль, не спешил с ним расстаться и делал всё возможное, чтобы отодвинуть этот момент как можно дальше.
Да уж, проверяющих и завистников у водителей такси всегда хватало! И в советские времена, и сегодня. В этом вопросе, пожалуй, всё без изменений.
4. Личные качества таксиста.
Памятка по культуре обслуживания пассажиров обязывала таксиста быть вежливым, внимательным и корректным. Запрещалось быть назойливым, обращаться на «ты», вести себя фамильярно, панибратски и грубо. Обязательно требовалось обмениваться с пассажирами в течение поездки хотя бы несколькими фразами. Даже если поездка была непродолжительной по времени.
Видимо, таким способом, пытались показать дружелюбный настрой таксомотора к человеку труда и разрядить напряжённую обстановку в салоне. Ведь, советские граждане были не избалованы вниманием со стороны сферы обслуживания и в общей своей массе пользовались такси крайне редко. К тому же, таксомотор нередко заказывали иностранцы.
Заметили интересное изменение? Обязаловка «проронить хоть пару фраз» сменилась сегодня на диаметрально противоположное - «не заводить разговор с пассажиром первым». Как правило, истина лежит где-то посередине.
5. Внешний вид водителя такси.
Обязанностью шофёра было следить как за своим внешним видом, так и за состоянием автомобиля. Памятка водителя гласила, что одеваться он должен по установленной форме, а рабочий костюм должен быть «тщательно вычищен и отутюжен». Перед выездом на линию рекомендовалось хорошо выспаться, сделать гимнастику, принять душ и обязательно побриться.
Кроме того, в автомобиле запрещалось держать личные вещи, ухудшающие внутренний вид салона. При пассажирах запрещалось есть и курить. А открывать окна можно было только с их согласия.
Как видим, требования к внешнему виду водителя и салону автомобиля не претерпели больших изменений. Никому не хочется видеть перед собой неряху и садиться в грязную машину.
6. Дополнительные компетенции шофёра.
Водитель такси обязан был хорошо знать городскую местность и уметь грамотно ответить на вопросы приезжих о памятниках культуры и достопримечательностях. Правилами предписывалось, что водитель не должен попадать в неловкую ситуацию, показывающую незнание им родного города.
К сожалению, сегодня не все водители могут похвастаться знанием города, исторических зданий и культурных достопримечательностей. Да, что там культура и памятники! Многие наши коллеги, особенно в крупных мегаполисах, не могут проехать без навигатора и 100 метров. Это, конечно, плохо и, наверное, пора навёрстывать упущенное.
Друзья, а как вы считаете, нужно нам, сегодняшним водителям такси, позаимствовать что-то из прошлого опыта? Если нужно, то что именно? Есть ли смысл, толки и будущее у всевозможных Кодексах водителя такси о чем сейчас активно толкуют власти и пассажиры?
Пишите в комментариях.
При подготовке статьи использовались следующие материалы:
1. Правила пользования легковыми автомобилями такси в городе Москве, утверждённые решением исполкома Моссовета от 7 февраля 1969 года.
2. Инструкция-справочник шофёра легкового такси, выпущенная управлением пассажирского транспорта Главленавтотранс, 1967 г.
3. Статья «Кодекс советского таксиста: за рулём не курить, не есть, разговаривать», РИА «Новости» от 21.06.2010 г.
4. Памятка по культуре обслуживания пассажиров, разработанная управлением легкового автомобильного транспорта, 1970-е годы.
5. Инструкция-справочник водителя такси, Омск, 1979
-------------------------------------------------
#такси #транспорт #авто #история #москва #санкт-петербург #правила #водители
--------------------------------------------------
Прочитали? Прошу проголосовать!Самостоятельно зарегистрироваться водителем Яндекс такси с личным автомобилем в парке My Way SPB
Больше интересных статей здесь:
Источник статьи:
Комментарии (0)