Привычное тепло-желтое свечение, изливаемое галогенными лампочками головной светооптики, все активнее заменяется более яркими и белыми светодиодами и еще более яркими высокоинтенсивными разрядными огнями, заполненными ксеноновым газом. Что это: понты или новый уровень пассивной безопасности?
Автор: Андрей КалининФото: Istockphoto
Яркая дуга
Принцип работы ксеноновых ламп несложный: в колбе, наполненной газом-ксеноном, зажигается электрическая дуга. По сути, в этой газовой среде происходит разряд, отчего ксеноновые лампы называются газоразрядными. Ксенон – газ инертный, одноатомный, не имеет вкуса и цвета с запахом. Дуга, о которой мы сказали, получается очень яркой – то, что любой машине нужно.
Пожалуй, единственным элементом, роднящим ксеноновые лампы со всеми остальными, является колба, вот только внутри нее отсутствуют галогены, вольфрамовая нить, вакуум и т.д. Вместо оных там можно увидеть 2 электрода и закаченный газ-ксенон. Для того, чтобы он начал светиться, между электродами должна возникнуть дуга, а для нее требуется высокое напряжение – никак не меньше 25 000 В.
По степени яркости ксеноновые фары эффективнее галогенных вдвое. Так, например, световой поток «галогенки» составляет всего 1500 Люменов, а у ксенона при сопоставимой мощности - порядка 5000-6000 Люменов.
По большому счету, ксеноновые фары можно с уверенностью назвать надежным источником света. Они эффективно воспроизводят естественный солнечный свет, поэтому водитель, скажем так, подробно видит путь своего следования. А есть ли у ксенона недостатки?
Линзованная оптика
Оказывается, есть, и давайте их упомянем. Во-первых, под ксенон требуется специальная линзованная оптика, так как газоразрядные лампы в обычные фары ставить нельзя. В случае, если завод-изготовитель не предусматривает в конструкции автомобиля использование ксенона, придется прибегнуть к регистрации конструктивных изменений, что делается в установленном порядке.
Аккумулятор недополучает ток
Ксеноновые фары – вещь энергозатратная, так как в процессе своей работы берут много энергии от генератора. Что это значит? А то, что аккумуляторной батарее будет «перепадать» меньше тока. Плюс немного увеличенная нагрузка на двигатель, которая неизбежно приводит к увеличению расхода моторного топлива (пусть и еле заметного).
Это дальний? Нет, ближний
Важное значение имеет грамотная настройка ксеноновых фар, а все потому, что ксенон - очень мощный свет. В темное время суток его «ближний» пучок можно принять за дальний свет, особенно если фары слишком задраны вверх.
Если менять, то обе лампы
Следующая неприятность ждет автовладельца тогда, когда перегорает одна лампа, скажем, левая. В этом случае придется раскошелиться и на правую. Спросите, чего ради? Да все очень просто: это первый признак того, что вот-вот перегорит «напарница». К тому же, любая ксеноновая лампа по мере своей регулярной работы теряет свою световую силу. И что мы тогда получаем? «Разноглазый» автомобиль? То есть такой, когда один «глаз» светит очень ярко, а второй, что называется, еле-еле. Это неверно.
Недешево, однако
Затратной является такая модная тема, как биксенон: это где ксеноновый свет и ближний, и дальний. Так вот, чтобы дальний свет стал ближним, и наоборот, требуется перемещение линзы, и вы должны понимать, что такая прогрессивная конструкция н может стоить дешево.
Блок розжига
Ксеноновая конструкция – сложное оборудование. Блок розжига, как мы уже отметили, должен при активации фар выдавать 25 000 В, а потом еще и поддерживать их свечение. Чтобы обеспечить такие запросы, нужен ток в 40-60 В и частота 300 Гц.
Штатная электрика автомобиля для этого слабовата, следовательно, необходим блок розжига, который, кстати, надо где-то разместить. Поскольку он не миниатюрный, внутри фары ему не место, поэтому часто его крепят на силовой элемент кузова – лонжерон.
С ксеноном видно все, ты так и знай
Все эти недостатки компенсируются преимуществами ксеноновой технологии. Такие лампы, повторимся, очень яркие. Это значит, что водитель видит дорогу в равной степени далеко и отчетливо, и не важно, какая проезжая часть - сухая или после дождя.
Средний срок службы ксеноновых ламп - 2000-2500 ч. Для сравнения: галогенные источники света горят 500-700 часов, при этом нить накаливания у них рвется в том числе под воздействием вибрации. А вот ксеноновые лампы лишены этого конструктивного элемента, потому и ресурс куда более впечатляющий. При этом греется ксенон (и даже биксенон) весьма незначительно.
Комментарии (5)