Выпуск "педального автопрома" взял на себя кузнечно-прессовый завод.
Выпуском “железных коней” для самых маленьких в основном занимались, как не сложно догадаться, советские автозаводы — АЗЛК (который производил знаменитые "Москвичи"), ГАЗ, ЛАЗ. Но среди автомобильных гигантов выделялось одно "непрофильное" предприятие — Челябинский кузнечно-прессовый завод. За 35 лет он собрал около 100 тысяч педальных машинок, ставших сегодня объектами для охоты коллекционеров.
Мальчишки, которые в советское время пешком заходили под стол, наверняка, помнят королеву всех игрушек — детсадовскую машинку на "педальной тяге". Редко кто из ребят мог похвастаться, что в его собственном автопарке имеется такая драгоценность, поэтому чаще всего на крошечных кабриолетах катались воспитанники детских садов. Иногда машинка была одна на всю группу, иногда — одна на весь садик.
Все началось в 1955 году, когда конструкторы ЧКПЗ Савельев, Барсуков и Кистовичёв начали разработки детского педального автомобиля "Урал". За основу, по всей видимости, взяли кузов легендарной "Победы" — ГАЗ-М-20. Даже детская машинка в таком виде, с обтекаемым каплевидным кузовом, выглядела невероятно статусно и серьезно, совсем по-взрослому. К большому "взрослому" празднику и решили официально объявить о запуске нового производства — к 1 мая 1957-го года.
Произошло это так — по площади Революции двигалась колонна сотрудников ЧКПЗ, а в ее голове ехали детсадовцы на новеньких "Уралах". Картина была настолько трогательной, что умилялись не только рядовые челябинцы, но и суровые партработники на трибунах. Можно сказать, что именно с этого автопарада педальные "легковушки" ЧКПЗ разъехались по всей стране. Только за 7 лет — с 1957-го по 1964-й годы — завод наштамповал более 67 тысяч "Уралов". Они ушли на полки магазинов, в пионерлагеря, санатории и детские садики.
С 1965 года начинается новый этап — ЧКПЗ осваивает выпуск педального автомобиля "Малыш". По словам экспертов, внешне эта машинка представляет собой некое обобщение всех легковых авто той поры. И сделана она была на совесть: из хорошего железа и качественного пластика. Некоторые экземпляры неплохо сохранились и по сей день даже без всякой реставрации. При этом, кузнечно-прессовый завод взял на себя абсолютно весь производственный цикл.
— Для производства педальных авто на Челябинском кузнечно-прессовом заводе существовала вся необходимая база: инженерно-техническая, материальная. Производство включало полный цикл: от разработки документации и изготовления штампов, дисков, до окраски и упаковки готовой машины. В определенный период в советской стране развернулась кампания по увеличению выпуска товаров народного потребления. ЧКПЗ, конечно, не мог остаться в стороне от этого партийного задания, — рассказали "Хорошим новостям" в пресс-службе завода.
С "конвейера" предприятия сошло около 20 тысяч “Малышей”. Стоили они даже дороже детского велосипеда — 25 рублей. За эти деньги в советское время можно рвануть из Одессы в Москву на самолете или, например, купить полтора пуда карамелек. Поэтому, как вспоминают старожилы, маленькие кабриолеты любили дарить своим ребятишкам отцы, работавшие на Севере: приехал папа с вахты с кучей сторублевок и вручил сынишке заветного "Малыша". Кстати, эти модели поставлялись и на экспорт — их "отрывали с руками" родители в дружественных Болгарии, Югославии, ГДР.
Модельный ряд автопрома от ЧКПЗ оборвался на дерзкой и спортивной "Радуге" (модель М-3) выпускалась она с 1977 по 1992 год. Несмотря на внушительный вес — более 13 кг — особо умелые гонщики умудрялись разгонять свои "Радуги" до 8км/ч, с такой скоростью люди бегают трусцой.
Отметим, что хоть завод после перестройки и перестал выпускать машинки — на смену "железным коням" пришли китайские аналоги из дешевого пластика — жизнь автомобилей ЧКПЗ не остановилась. Сейчас эти игрушки являются объектом для охоты у сотен ценителей. Уже ржавые, потрепанные жизнью авто, скупают по цене лома и превращают их в настоящие шедевры. В интернете существует множество сообществ, где умельцы делятся фотографиями восстановленных красавцев, меняются оригинальными запчастями и просто хвастаются приобретениями. Хромированные кузова блестят, на дисках крошечных колес выбито ЧКПЗ, некоторые обтягивают сиденья кожей. Стоимость восстановленной "Радуги" или "Малыша" высока и доходит до нескольких десятков тысяч рублей. Это не говоря уже о раритетных "Уралах", выпускаемых заводом 60 лет назад, цена которых всегда обсуждается индивидуально.
Подводя итог, отметим, что и современные дети, искушенные авто на аккумуляторах, с большим удовольствием катаются на отреставрированных легковушках ЧКПЗ. Ведь, что не говори, а крутить педали порой куда интересней, чем сидеть в кабине пластиковой машинки и медленно жать на газ.
Комментарии (0)