Автомобили чешских марок широко известны в пределах нашей страны. Во времена существования Советского Союза к нам доставляли грузовые автомобили таких марок как Tatra, Skoda, LIAZ и Avia. После 1991 г. особой популярностью стали пользоваться легковые автомобили марки Skoda. При этом грузовой автопром на рынке России начал стремительно сдавать позиции, чему способствовали все условия. Из всех перечисленных марок, которые занимаются выпуском грузовой техники, осталась только Tatra.
Объемы поставок компании Tatra сократились. Если ранее в год поставлялось 5000 автомобилей, то после распада Советского Союза это количество достигло отметки в нескольких сотен. Даже такие показатели отмечались в тучные двухтысячные годы. Сейчас же поставки вообще упали до единичных. За последние три десятилетия компания сменила несколько владельцев. Несмотря на падение на рынке, она всё ещё продолжает работать, но российский рынок потерял для неё всю актуальность.
Завершение социалистической эры нанесло огромный урон автомобильной промышленности восточноевропейского соседа. В начале 1990-х годов с серьезным кризисом столкнулся LIAZ. В состав этой марки входило 10 предприятий. В былые времена производитель выпускал более 15 000 автомобилей в год. По 2000 отправляли в СССР. Максимальный выпуск отмечался в 1984 году – 18 747 единиц. В 1991 году производство упало на 70%. Подобное положение сохранилось на протяжении 1990-х годов.
В середине 90-х руководство завода полагало, что помочь в такой ситуации сможет запуск принципиально нового грузовика. По технической части он должен был стать лучше аналогов с запада. Такой автомобиль разработали в сжатые сроки. Однако, магистральный тягач Skoda Xena так и не сумели поставить в серийное производство. Завод не спасло даже новое двухосное шасси, которое предназначалось под самосвальные и прочие специальные настройки.
5 сентября 2003 г. с конвейера завода выпустили последний грузовик, который был разработан для
Интересно, что после закрытия LIAZ компания Tedom выкупила моторное предприятие в городе Яблонец. Здесь она основала собственное производство и продолжила выпуск двигателей на дизеле и газе. В планах возобновления обозначался выпуск грузовых автомобилей Fox, которые были предназначены для использования в коммунальных и дорожных службах. В гамме двигателей было несколько дизельных и газовых агрегатов. Первые образцы были представлены в сентябре 2006 г. Тогда компания предложила шасси для мусоровоза с газовым двигателем и армейский бортовой грузовик.
Фирма бралась за возобновление выпуска автомобилей Fox с большим запалом. В 2007 году по плану нужно было сделать 100 машин. Последующий рост производства должен был дойти до 5000 единиц выпуска в год. Автопроизводитель хотел реализовать технику на внутреннем рынке, и постепенно выходить в страны восточной Европы и в Россию. Однако, переговоры с зарубежными партнёрами оказались безуспешными.
В 2007 удалось собрать не более 10 грузовиков. Специалисты выполнили капитальный ремонт сразу восьми трёхосных самосвалов и старого модельного ряда. Во второй половине года компания столкнулась с конфликтом с производителем Volkswagen и была вынуждена отказаться от названия Fox. Зарегистрированная марка Fox на тот момент уже принадлежала немецкому автоконцерну. После этого продукцию решили назвать Tedom. К сожалению, грузовые автомобили марки из
Итог. Чешский автопром в период Советского Союза выпускал много грузовых автомобилей. Однако, после 1991 г. грузовое наследие столкнулось с кризисом. В начале двухтысячных годов одна компания планировала возродить отечественный автопром, но попытка не увенчалась успехом.
Комментарии (0)