Ферапонт Головатый был удивительным человеком. Именно он пришел осенью 1942 года к директору Саратовского авиазавода со словами "Хочу у вас истребитель купить" и огромной суммой денег по тем временам. Директору пришлось связываться с Москвой для решения этого вопроса, а потом вызывать помощников для пересчета денег. И уже через месяц новенький именной самолет сражался на фронте с фашистами
У Ферапонта Головатого необычная судьба. Он родился в 1890 году без отца в селе Сербиновка под Полтавой. Ферапонт был старшим среди нескольких детей у матери-крестьянки и с ранних лет работал, чтобы помочь содержать семью. В 20 лет Головатый женился на местной девушке-красавице Марии, а вскоре они неожиданно решили уехать из родного села. Почему именно неизвестно, но в Сербиновке говорили, что была какая-то нехорошая история.
После этого жизнь Ферапонта наладилась. Вначале, благодаря высокому росту, статной фигуре и недюжинной силе, он попал на службу в лейб-гвардию — в полк, который охранял царскую семью в Царском Селе и у Зимнего дворца. летом 1914 Головатый попал пулеметчиком на фронт. Солдатом он был отменным — в Восточной Пруссии был награжден георгиевскими крестами 3-й и 4-й степеней, а под Варшавой — 2-й степени — за храбрость в бою, при спасение раненых и при выходе из окружения.
В 1917 году из окопов Головатый избирается в полковой комитет, затем идет в Красную Армию, командует кавалерийским эскадроном в первой конной армии Буденного.
В 1921 году Феррапонт с женой оседают на хуторе Степной в Саратовской области. Головатый одним из первых вступает в колхоз «Стахановец» Ново-Покровского района в 1930 году, работал пчеловодом, был председателем сельсовета. В 1937 году его всей семьей чуть не отправили в Сибирь за службу в царской гвардии, Георгиевские кресты и наградные часы от императора, да еще хозяйство было огромное по тем временам — 22 улья и 2 коровы.
Но Головатому удается добиться приема у Михаила Ивановича Калинина в Москве и отстоять свободу, правда по возвращении пришлось "раскуркуленное" добро собирать по соседским дворам.
С началом войны в колхозе на собраниях регулярно поднимается вопрос помощи фронту. Однажды стали выяснять, кто сколько сможет пожертвовать денег на военные нужды. Один мужик посулил тысчу рублей, а потом упрекнул Головатого за молчание. Тот и пообещал на свои кровные купить самолет.
Домашние и представить себе не могли, откуда семья возьмет такие деньги (100 тысяч рублей!), чтобы сдержать слово. Но Ферапонт надеялся на своих пчел и они не подвели. 1942 год был урожайным и ему далось с 22 ульев выкачать 200 кг меда. Стоил в то время килограмм сладкого продукта 500-500 рублей. Правда и покупали его не часто — денег у населения не хватало. Но Головатый ездил за 200 км в Саратов и на рынке сумел распродать весь свой товар.
Передача самолета прошла в торжественной обстановке на Саратовском авиационном заводе 15 декабря 1942 года. ЯК-1 с именем дарителя Головатый передал местному летчику Борису Еремину, а позже Сталин в газете поблагодарил колхозника за помощь стране.
После этого у Головатого появилось множество последователей, люди жертвовали армии личные средства, собирали коллективами на танки и самолеты, на хутор пасечнику приходили мешки благодарственных писем, а его имя звучало везде.
Весной 1944 года оказалось, что ЯК-1 Головатого свое отслужил и списан. Пасечник узнав об этом решил подарить Родине еще один самолет, Як-3 успел сделать 342 боевых вылета и добрался до самого Берлина. Правда победа далась семье Ферапонта дорогой ценой — на хутор пришли похоронки на двух его старших сыновей и двух зятьев. девятерых внуков пришлось ставить на ноги деду с бабкой.
В 1951 году пасечник прямо на работе потерял сознание и умер...
Кстати, оба самолета Головатого до сих пор целы. Як-1 стоит в музее в Саратове, а Як-3 долгое время находился в Калифорнийском музее, после того как его как-то отвезли в США на выставку. И только в 2015 году вернулся на родину.
Комментарии (0)