Все про автомобили для мужчин

Автотуризм в СССР Дорога к морю в 60-х

Под автотуризмом у нас сейчас принято понимать поездку на своей машине к ближайшему лесу, озеру или морю. Или же на машине, взятой по каршерингу, проехаться по европейской стране. Отдельные смельчаки едут в Европу на своей.

Сел, завёл и поехал, попутно бронируя в «букинге» отель по маршруту следования если знаешь, что запланированное расстояние за день не проехать.

Бывалые, так сказать, автовладельцы проверят давление в докатке, наличие домкрата и компрессора для подкачки шин, и возьмут с собой омывайку, и доливку антифриза.

Но бывали времена, когда автотуризм у нас можно было считать экстремальным видом времяпровождения, сродни нынешнему автопробегу «BanjulChallenge», например, где участникам нужно пересечь несколько стран, в том числе африканского континента, проехать около 9 тыс. километров на машинах, мягко говоря, очень подержаных. В прошлом году трое ребят из Украины ехали «BanjulChallenge»на старом «Иж-Комби», который они купили за $300.

Дело в том, что в 50-х, 60-х годах даже АЗС были большой редкостью, а 2-3 заправки можно было найти в крупных городах. В те времена, навигаторов понятное дело не существовало, на картах, опубликованных в различных «Справочниках автотуриста» были проложены маршруты к популярным курортам, на которых были помечены локации с заправками. Автосервисов же тогда не было вообще в их нынешнем понимании, тогда каждый автовладелец сам себе был и СТО и шиномонтажка.

Поездку на курорт обдумывали и готовили заранее, за несколько месяцев, так как подготовить надо было многое, в том числе и сам автомобиль, что бы не подвёл в дороге.

Вот список запчастей и инструментов, которые рекомендовалось взять с собой в дорогу автотуристу. Такой список приводился в «Справочнике автотуриста», конкретно этот актуален для середины 60-х, в дожигулёвскую, так сказать, эпоху.
Эксплуатационные жидкости и материалы


Масло для смазки двигателя (на 5000 км пути) для одной заправки.

Смазка УС или УСс (солидол) - 1 кг, 1-13 (жировая) - 300 г

Масло трансмиссионное - 0,5 л

Тормозная жидкость - 0,5 л

Дистиллированная вода- 0,5 л

Восковая паста - 1 банка

Изоляционная лента -1 шт

Клей 88, БФ-2 и БФ-6 - 3 тюбика

Шпагат - 1 моток

Проволока железная мягкая - 1 м

Электропровод (осветительный, высоковольтный) -1 м

Аптечка для ремонта шин - 1 шт. Сейчас мало кто знает что это вообще такое, но у меня была одно время, я её нашел в дедушкином гараже полностью комплектной, и этот артефакт показывал всем друзьям. Там были различные заплатки для ремонта камер, клей, золотники, сырая резина…

Золотники в сборе - 2 шт

Мыло для стирки (хозяйственное) -1 кусок

Сургуч - 0,5 брусочка. (это такая коричневая штука, которой в старину конверты запечатывали. Зачем она нужна была автомобилисту даже в середине 20 века – мне лично непонятно.

Маслостойкая резина - 1 шт,

Обтирочный материал (тряпки, ветошь)

Перечень запчастей, котоыре рекомендовалось взять с собой был таким:

Автомобильные камеры - 2 шт.

Ремень привода вентилятора - 1 шт

Фильтрующая вставка фильтра тонкой очистки масла -1 шт

Стакан отстойника топливного насоса - 1 шт (грубо говоря, это был топливный фильтр в те времена)

Прокладка стакана отстойника топливного насоса - 2 шт.

Диафрагма топливного насоса в сборе -1 шт

(или бензонасос в сборе, если имелся запасной)

Конденсатор - 1 шт (в старых контактных распределителях зажигания был конденсатор)

При наличии запасной катушки зажигания е так же рекомендовалось взять в дорогу.

Электролампы - 1 комплект на автомобиль.

Ротор распределителя зажигания-1 шт.

Комплект контактов распределителя зажигания - 1 шт

Контактный уголек крышки распределителя - 1 шт.

Щетки генератора - 2 шт

Свечи зажигания -1 комплект

Предохранители - 4 шт



Стекла передней фары и подфарника - по 2 шт

Передний тормозной шланг - 1 шт

Подшипники передних колес -1 комплект

Грязезащитные резиновые чехлы - 1 шт (не знаю даже что это и для чего)



Инструменты и принадлежности

Канистра для бензина - 1 шт. (но многие брали парочку)

Воронка с сеткой для наливания бензина - 1 шт (это заправочная лейка)

Ведро полиэтиленовое или складное брезентовое - 1 шт (зачем?)

Губка для мойки машины - 1 шт

Мягкая волосяная щетка для мытья автомобиля - 1шт

Струбцина для вулканизации камер -1 шт

Шланг с приспособление для переливания бензина - 1 шт (шланг с ручным насосом-грушей для перекачки бензина, была такая в советское время, да и сейчас у дальнобоев часто встречается)

Полиэтиленовая канистра на 10 л или термос для воды -1 шт

Карманный электрический фонарь- 1 шт

Буксирный трос - 1 шт

Водонепроницаемая подстилка - 1 шт

Малый разводный ключ - 1 шт

Ножовка по металлу -1 шт

Напильники: трехгранный, плоский,полукруглый - по 1 штуке

Чехол для автомобиля или комбинированная тент-палатка - 1 шт

Лопата туристическая (саперная), топорик и пила-ножовка по дереву – 1 шт. (рекомендовалось брать и топорик и ножовку)

Ну, как вам списочек? Представьте, что загружаете сейчас всё это в машину, собираясь из Москвы в … в Крым, например. Или в Прибалтику. И представьте, что ехать вы туда будете несколько дней, ведь рекомендованной суточной нормой пробега по хорошей асфальтированной дороге было 500 км в день. Правда, и скорость автомобилей тогда была невысокой, а груженный всем чем только можно придумать автомобиль автотуриста хорошо если 60 км/час по трассе мог идти. Кстати, приведенный список не включает в себя штатный набор инструментов прилагавшийся к автомобилю с завода, в него входило как правило всё, что могло понадобиться для ремонта машины даже в условиях гаража, а не в полевых.

Ну а дальнейшая комплектация снаряжением зависела от того, какая была конечная цель на курорте, к которому держали путь. Если это был благоустроенный пансионат, то было проще, основной задачей было до него добраться. Ну а если отдыхать ехали «дикарём», а автотуризм не только в СССР но и в мире, предполагал как правило такой вид отдыха, до пансионата проще было доехать поездом или долететь самолётом, то список снаряжения пополнялся множеством всякого инвентаря.

В первую очередь брали палатку, двух или четырёхместную, в зависимости от количества людей, или от того какая была в наличии. Тогдашняя палатка представляла собой тяжелую конструкцию из брезента, в свёрнутом виде занимавшая большой мешок, это не современные невесомые палатки, помещающиеся в подсумок под рюкзаком.

Рекомендовано было брать с собой спальные мешки, набор постельного белья, шезлонги – «раскладушки», примус или небольшую печку для приготовления еды, раскладной столик и стулья к нему, ёмкости для питьевой воды. Так же автотуристам надо было предусмотреть антимоскитные сетки на боковые окна своих машин. Поговаривают, что их даже выпускали для «Москвичей», «Побед» и «Волг» и продавали в магазинах типа «спорттоваров». А что-то можно было сделать и самому, вырезать из листа фанеры столик на руль.
Кажется, что всё вышеперечисленное, учитывая немалые габариты и вес продававшихся в то время туристических принадлежностей, можно разместить разве что в микроавтобусе. Но нашим дедушкам и бабушкам, желавшим отдохнуть на море «дикарями» удавалось всё это как-то размещать в «Москвичах» первого (400/420) и второго (402-407-403) семейства, «Победах», «Волгах» 21-х. и даже "горбатых" Запорожцах. В справочниках автотуриста приводились и советы, какой и где размещать багаж в машине для правильной развесовки. Был там и довольно подробный справочник медицинских советов.

У отдельных счастливчиков помимо машины был еще и прицеп.

А ведь были еще туристы-мотоциклисты, и даже туристы на мотороллерах, правда, там список поклажи у них был куда скромнее, но и комфорта в путешествии – меньше, чем на автомобиле.

Массово популярным (в советском понимании) автотуризм стал возможен с началом производства «Москвичей» второго поколения и «Волг» первого поколения. Недаром именно эти машины фигурируют на большинстве тематических фото и иллюстраций, связанных с автотуризмом тех лет. Эти машины отличались повышенной надёжностью, в сравнении с предшественниками, и требовали меньшего объема обслуживания. Доехать в тот же Крым и вернуться домой, не меняя масло, это тоже был прогресс. Немаловажным был и выросший уровень комфорта в салонах машин. К примеру, переднее сиденье «Москвича» в разложенном виде образовывало в салоне большое спальное пространство, соединяясь с задним. С полноценной кроватью в отеле это несравнимо, но уже хоть что-то.

О существовании жилых прицепов-трейлеров большая часть советских автотуристов, даже не подозревала. В СССР они не производились, хотя в 1958 году попытка создать что-то подобное была предпринята на РАФе и называлсь «Кемпер». Выглядел он вот так, но в производство не пошел.

Заядлые любители автотуризма пытались строить что-то своими силами. Вот одна из таких попыток, автоприцеп- трейлер «Теремок», иллюстрация из журнала «Моделист-конструктор» 1972 года. Конечно это уже не палатка, но и до функционала американских прицепов-трейлеров далековато.

Автотуризм выходного дня был более распространенным явлением, чем на курорты, в ближайший лес или на озеро ездили чаще, это было проще, не нужно было готовить машину к длительному переезду, запасаться запчастями и т.д. А вот в дальний путь рекомендовалось отправляться не в одиночку, а группой из 2-3, а то и четырёх семей (машин). Взаимовыручку в случае сложной ситуации никто не отменял, к тому же если ехали на однотипных машинах, то не нужно было везти весь рекомендованный перечень запчастей в одиночку, можно было его распределить, а заодно и взять что-то дополнительно, тот же генератор или старый но рабочий карбюратор, на всякий случай. Ехать рекомендовалось в утренние часы, что бы избежать перегрева двигателя в летнюю жару, особенно это касалось Крыма и Кавказа…

С появлением более надёжных и более скоростных машин, «Москвича» 408 и особенно – 412 семейства, "Запорожца" 966 серии и вазовской «Копейки», на которых можно было преодолевать значительные расстояния, популярность внутреннего автотуризма в СССР неуклонно росла, но инфраструктура для него, к сожалению, в необходимых объемах так и не появилась.

Тем не менее, поездка в отпуск на своем автомобиле оставляли отдельные от основного отдыха впечатления, и каждое лето всё больше и больше автотуристов устремлялись к тёплым морским побережьям.

Источник


Источник: Автотуризм в СССР Дорога к морю в 60-х
Опубликовал:
Теги: Отдых фото дорога море СССР

Комментарии (2)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Олег Ершов
Ведро полиэтиленовое или складное брезентовое - 1 шт (зачем?) Для набирания воды в речке,луже, озере - для системы охлаждения, видно автор не знает, что тосол появился ,хрен знает когда, позже.
Ivan Kosov
Судя по статье автор слышал звон,да не понял откуда он.Свои авто в 60-х это довольно круто.И отваживались на поездку на море на них - увы немногие.Покупка авто в то время - это событие!Насчёт заправок!?Да нормально было.Ну не так как сейчас!Но в общем прилично.В каждом крупно районе была МТС,где можно было заправиться.Да и любом колхозе можно было купить ведро бензина у любого водителя.Даже просто проголосовав на дороге тебе всегда любой водитель было плеснёт пару литров.Это не сейчас,когда сколько не голосуй,хрен кто остановится.Рем комплект обычный,для тех лет.Запаска,камера,набор ключей (всех).Ну и так по мелочи.Что чаще выходило из строя.Всё остальное можно было найти в любом колхозе.Да и мастера тогда были не чита нынешним.Тогда любой токарь в любом колхозе мог выточить на станке за полчаса любую деталь.Любой электрик мог перемотать катушку и т.д.
Что касается палаток!?Не у всех они были.Чаще использовали полог.Да и сидения тогда были сделаны диванами.То есть сплошные спинки.И раскладывались они в полноценное спальное место.Кроме Москвичей и Запорожцев.Весь скарб крепился на багажнике на крыше авто.
Да ну долго рассказывать.Но авто дикари были.Кстати есть несколько старых фильмов где это можно увидеть.Хоть и кино!?Но в целом так и было.В 70-х существовали целые авто городки для авто туристов.И это было круто!
Нынешним соплякам этого не понять.Это был особый дух.Да и машину имел далеко не каждый.А стало быть и люди отдыхали вполне себе серьёзные.Ой да что говорить!?Это была молодость!Это была жизнь!Нынешним соплякам этого не понять.Да куда им?Если большинство из них даже не знает про кривой стартер.А уж про грушу для топлива я впервые слышу.Отсос из бензобака никогда через грушу никто не делал.Или крайне редко.Ну просто очень редко.
Написать комментарий:
Напишите ответ :
Советский автотуризм 60-х годов: какой была дорога к морю для наших бабушек и дедушек
Советский автотуризм 60-х годов: какой была дорога к морю для наших бабушек и дедушек
1
Авто-Тема 22:13 07 янв 2019
Афганистан 60-х – 70-х годов XX века
Афганистан 60-х – 70-х годов XX века
47
Мужской журнал 11:01 30 апр 2021
Общество «Долой стыд!»: как в СССР в 1920-х гг. боролись с буржуазными сексуальными предрассудками
Общество «Долой стыд!»: как в СССР в 1920-х гг. боролись с буржуазными сексуальными предрассудками
43
Мужской журнал 07:02 23 июл 2018
Звезды 60-х. Клаудиа Кардинале
Звезды 60-х. Клаудиа Кардинале
2
Мужской журнал 11:23 13 май 2022
Ноу-хау 60-х годов: зачем в СССР был нужен шкафчик под окном
Ноу-хау 60-х годов: зачем в СССР был нужен шкафчик под окном
5
Все о работе руками 13:01 25 авг 2024
Ветер по морю гуляет, девкам юбки задирает...
Ветер по морю гуляет, девкам юбки задирает...
10
Мужской журнал 11:41 29 июл 2017
Как 60 лет назад убили советский рубль. Начало конца «недоразвитого» социализма
Как 60 лет назад убили советский рубль. Начало конца «недоразвитого» социализма
93
Мужской журнал 09:02 23 янв 2021
Вот доказательства, что универсалы были лучшими семейными автомобилями в 60-х годах
Вот доказательства, что универсалы были лучшими семейными автомобилями в 60-х годах
2
Авто-Тема 15:34 19 апр 2019
Уничтожение СССР началось в 1953 году
Уничтожение СССР началось в 1953 году
198
Мужской журнал 09:00 30 сен 2021
60 ну очень соблазнительных пинап-фотографий
60 ну очень соблазнительных пинап-фотографий
12
Мужской журнал 00:19 13 сен 2017
Якутские зимник - дорога жизни и смерти.
Якутские зимник - дорога жизни и смерти.
22
Мужской журнал 06:00 23 ноя 2019
Противотанковая дорога
Противотанковая дорога
20
Авто-Тема 09:46 20 авг 2018

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства