Все про автомобили для мужчин

АКХ-60: Ненастоящий Венгр, или брат его меньший

Эта самодельная машина, прозванная "нано-Икарусом", никого не оставляет равнодушным: уж очень хорошо привычный облик "Икаруса" за авторством Ласло Финты лёг на компактный микроавтобус. И нет, это не эксперимент завода-изготовителя: эта машина обязана своим появлением лишь любви одного старого водителя автобуса к венгерской марке.

В советские годы легковой автомобиль был скорее роскошью, чем утилитарным средством передвижения. Отечественные автопроизводители поначалу были недостаточно продуктивны, чтобы насытить спрос, а нарастив мощности они перестали поспевать за спросом на экспортных рынках. Очереди на легковые автомобили тянулись годами, а цены на вторичном рынке многократно превышали отпускные цены на новые автомобили.

Выход из этой ситуации в советской стране был придуман гениальный: если человек очень хочет автомобиль, то он может сделать его своими руками! Так зародилось массовое движение самодельщиков «Самавто», поддерживаемое советскими газетами, журналами и телевидением. «Самавто» породило несметное множество оригинальных и удивительных конструкций – начиная от убогих тележек на базе мотоколясок, и заканчивая знаменитыми «Панголиной», «Юной» и «Лаурой».

Сзади АКХ-60 уже не так похож на ''настоящий'' Икарус

"Мини-Икарус", или самодельный автомобиль АКХ-60, построен жителем Нальчика, Качазумом Хачатуровичем Алхазовым. Качазум Хачатурович три десятка лет отдал работе водителем на "Икарусах", и очень полюбил венгерские автобусы — до такой степени, что захотел свой собственный "Икарус", для своей большой семьи.

Но в СССР частникам запрещалось владеть грузовиками и автобусами. Да что уж там — даже легковые универсалы распределялись в первую очередь на экспорт и организациям, оставаясь труднодоступным дефицитом для обычных граждан. Поэтому в 60 лет, выйдя на пенсию, Качазум Хачатурович заскучал, и принялся за постройку "Икаруса" своими собственными силами.

Первый вопрос, который звучит от каждого, кто видит эту машину — "на чьей она базе?". Ответ на него не уложить в два слова: это вовсе не реконструированный РАФ, УАЗ или "Волга". В принципе "шасси" у АКХ-60, в традиционном понимании этого слова, нет. Микроавтобус выполнен с несущим каркасно-панельным кузовом, то есть не имеет рамы, а агрегаты размещены на прочном несущем основании — ферме, неотъемлимой части кузова. Сами агрегаты же — что называется, "сборная солянка" от самых разных советских автомобилей, автобусов и даже тракторов.

Работы по постройке автомобиля, начиная от закладки и до легализации машины в ГАИ заняли пять лет — с 1986 по 1991 год. В постройке "мини-Икаруса" значительно помогло прежнее место работы автора — ныне несуществующая нальчикская Автоколонна 1438. Ряд элементов машины, например, полностью оригинальное остекление, изготовлен именно на её производственной базе.

Все стёкла у мини-Икаруса из Нальчика — свои

Салон "нано-Икаруса" оснащён восемью пассажирскими креслами, позаимствованными у РАФ-2203. Пространство внутри подразумевает установку ещё нескольких кресел, но никто в здравом и нездравом уме не легализовал бы "самоделку" категории D — поэтому оставшееся свободное пространство в салоне отдано багажу, а под полом заднего свеса разместили топливный бак

Салон Мини-Икаруса с кофром моторного отсека по центру

Компоновка микроавтобуса, подобно "взрослому" Икарусу-260 — среднемоторная. Двигатель с коробкой передач расположены между осями. Мотор от "24-й" Волги скрывается под кофром, расположенным по центру пассажирского салона.

Рядная бензиновая ''четвёрка'' от ГАЗ-24. Советский ассортимент моторов не баловал разнообразием — это был ''максимальный'' доступный для ''самоделки'' мотор

Коробка передач и другие узлы трансмиссии – тоже от “Волги”, но с рядом авторских доработок. Например, кулиса и рычаги – позаимствованы у заднемоторного “Запорожца” семейства 968, а сцепление – у “Буханки” УАЗ-452.

Салон с открытым кофром мотоотсека

Кофр, конечно, мешает ходить по салону — зато обслуживание и ремонт можно проводить в тепле и под крышей. Да и такая компоновка была вовсе не авторским замыслом, а вынужденным решением. Первоначально автор планировал разместить двигатель в заднем свесе, но такую конструкцию "зарубила" бы специальная комиссия, дававшая "зелёный свет" самоделкам в ГАИ.

Видна горловина топливного бака, скрывающегося в заднем свесе

В кабине водителя — простенько, но, что удивительно, удобнее чем в РАФе — там передачи приходится переключать где-то за спиной, как в ГАЗ-66. Здесь же рычаг КПП находится под рукой — но видно, что место водителя "утрамбовано" в скромные габариты машины. Комбинация приборов — от ПАЗ-672, руль — от "24-й" Волги, вместо "бардачка" — корзина "для использованных билетов" из ЛиАЗ-677, а кран стояночного тормоза позаимствован у "взрослого" Икаруса.

Место водителя АКХ-60

Отдельная водительская дверь у АКХ-60, как и у большого «Икаруса» не предусмотрена. Во всём микроавтобусе есть лишь одна дверь, ведущая в салон – достаточно узкая и с двумя ступенями. Часть проёма входной двери «съедает» арка колеса – поэтому в самом низу дверь и ступени заужены. В корме ничего не открывается: задумано, что крупный багаж загружается в машину через салон, а мелкий – можно разместить в «подпольных» отсеках, запирающихся на специальный ключ, как у больших автобусов.

Входная дверь изнутри

Сдвижных форточек для естественной вентиляции салона всего две, по одной на борт – одна у водителя, а вторая, справа – сразу за входной дверью. Люков в крыше тоже нет. Из неудобств можно отметить разве что катастрофически низкий потолок: из-за того, что уровень пола поднят до двух ступеней, ходить по салону приходится, сильно пригнувшись. Впрочем, эта же проблема актуальна и для обоих поколений «РАФов», и для «буханки» УАЗ-452/2206 — то есть для всех советских микроавтобусов.

Заглянем "под брюхо" машины — здесь всё ещё интереснее. Передняя ось АКХ-60 позаимствована у заднеприводной "буханки" УАЗ-451. Такие машины небольшими партиями выпускали параллельно с полноприводными УАЗ-452 вплоть до начала восьмидесятых. Модель 451 сняли с производства в 1982 году ради расширения производства "452-х", да и большими тиражами никогда не производили — так что они были редкостью даже тогда, когда шло их серийное производство.

Передняя неведущая балка от УАЗ-451

Интереснее, что переднюю подвеску автор машины сделал пневматической — как у настоящего большого Икаруса. Правда, происхождение пневмоподушек, значительно сдавших с годами формой и духом, новые хозяева до сих пор не смогли установить…

Пневмоподушка передней подвески

В свою очередь задняя ведущая ось у самодельного микроавтобуса — от ГАЗ-21 "Волга", скомбинированная с чулками и картером от УАЗа. Реактивные тяги и втулки — самодельные, с применением тракторных компонентов.

Задняя ведущая ось — комбинация элементов от ГАЗ-21, УАЗа и трактора

Последнее, о чём следует рассказать, описывая машину — это об авторской символике. Подкова — символ города Нальчика; на языке ряда местных народов слово "Нальчик" как раз и означает "подкова", и подкова же изображена на гербе города.

Подкова — символ Нальчика

На радиаторной решётке шрифтом, подобным настоящим Икарусам, воспроизведены надписи "АС-1" (Автомобиль Самодельный Первый) и "АКХ-60" (Алхазов Качазум Хачатурович, 60 лет — его возраст на момент закладки автомобиля).

Самодельная машина больше 25 лет прослужила большой семье Качазума Хачатуровича: он вместе с братом Альбертом бережно эксплуатировал её в Нальчике, а позже подарил микроавтобус родственникам, в город Прохладный. Там, без присмотра автора, машина сломалась и встала на прикол — и вскоре появилась в продаже. В одно из её появлений на авито, когда цена стала неприлично низкой, я дал знать об этом одному московскому олигарху, собиравшему в ту пору коллекцию советских автобусов и самодельных автомобилей — и весной 2016 года машина переехала в Москву.

Мини-Икарус и обычный Мерседес ML

Но на московской земле дела у машины не наладились: олигарх так и не взялся за её ремонт, а вскоре полностью распродал свою коллекцию. Опять же, при моём активном содействии, машина уехала в Санкт-Петербург — к ребятам из RetroBus, Владимиру и Екатерине. Уже в северной столице "нано-Икарус" попал в по-настоящему добрые руки, и снова научился ездить после многолетнего простоя — в этом ребятам помог сотрудник музея ПАТ, Леонид. После ремонта эта машина изредка возит экскурсии под флагом RetroBus, и начала выходить "в люди": публичная премьера АКХ-60 в Питере состоялась на прошлогодней "Фортуне", а в этом году "мини-Икарус" набрался новых сил, и даже поучаствовал в параде ретро-транспорта.

Май 2018, Нано-Икарус выезжает на парад!

В планах новых хозяев — научить эту машину стабильно ездить, доработать конструкцию, и уже позже, по мере накопления ресурсов, привести её в глянцевый выставочный вид. Впрочем, даже с застарелыми шрамами "младший брат" мил и прекрасен.

Настоящий и Ненастоящий Венгры — АКХ-60 и Ikarus-260.50. По техпаспорту оба построены в 1991 году

А автор самодельной машины, несмотря на почтенный возраст (ему уже 92 года), продолжает заниматься старыми автомобилями в Нальчике. Уже с помощью молодых помощников и товарищей он восстанавливает легковые автомобили из своего прошлого — "Победы" и "Волги". Пожелаем же ему крепкого здоровья и кавказского долголетия!

Мини-Икарус у маяка на территории форта ''Великий Князь Константин'', Кронштадт. 2017 год

Источник


Источник: АКХ-60: Ненастоящий Венгр, или брат его меньший
Опубликовал:
Теги: транспорт Запорожец ремонт модель любовь

Комментарии (0)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Пока комментариев к статье нет, но вы можете стать первым.
Написать комментарий:
Напишите ответ :
Брат Ермека Тайчибекова обратился к РФ с просьбой о политическом убежище для осужденного русофила
Брат Ермека Тайчибекова обратился к РФ с просьбой о политическом убежище для осужденного русофила
15
Ваши новости 07:01 31 авг 2021
60 ну очень соблазнительных пинап-фотографий
60 ну очень соблазнительных пинап-фотографий
12
Мужской журнал 00:19 13 сен 2017
60-е: та самая эпоха мини
60-е: та самая эпоха мини
15
Мужской журнал 21:02 13 окт 2017
Звезды 60-х. Клаудиа Кардинале
Звезды 60-х. Клаудиа Кардинале
2
Мужской журнал 11:23 13 май 2022
Судбищенская битва. Как отряд Шереметева выстоял против 60-тысячной крымской орды
Судбищенская битва. Как отряд Шереметева выстоял против 60-тысячной крымской орды
1
Мужской журнал 06:01 06 фев 2022
Афганистан 60-х – 70-х годов XX века
Афганистан 60-х – 70-х годов XX века
47
Мужской журнал 11:01 30 апр 2021
Как 60 лет назад убили советский рубль. Начало конца «недоразвитого» социализма
Как 60 лет назад убили советский рубль. Начало конца «недоразвитого» социализма
93
Мужской журнал 09:02 23 янв 2021
Путин — царь ненастоящий
Путин — царь ненастоящий
1
Ваши новости 14:15 21 мар 2020
Вставай, брат поляк!! Варшава против Берлина
Вставай, брат поляк!! Варшава против Берлина
0
Ваши новости 05:02 28 авг 2017
Самые красивые фото мира (60 фото)
Самые красивые фото мира (60 фото)
3
Мужской журнал 04:02 24 сен 2018
«60 дней до приказа»: Россия готова к ультиматумам США
«60 дней до приказа»: Россия готова к ультиматумам США
65
Ваши новости 01:02 07 дек 2018
Подборка интересных и веселых картинок №60
Подборка интересных и веселых картинок №60
1
Авто-Тема 05:01 11 мар 2019

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства