Все про автомобили для мужчин

История шаропоезда: как в Советском Союзе чуть было не перевернули представление о железной дороге

Долой колеса| Фото: Drive2.

1920 — начало 1930-х годов — удивительное время в советской эпохе, когда каждый верил, что будущее в его руках. Именно в этот период было сделано огромное количество открытий и изобретений. Ну а потом наступил голод, война и все немного поутихло. Вряд ли вы сегодня найдете человека, который слышал о шаропоезде и его изобретателе Николае Ярмольчуке. А ведь когда-то этой революционной технологии сулили большое будущее, но этого, к сожалению, так и не произошло.

Долой колеса

Эта удивительная история полета инженерной мысли берет свое начало в середине 1920-х годов, когда молодой никому не известный ученый Николай Ярмольчук предлагает полностью переосмыслить технологию железнодорожных путей. Избавиться от колес, рельс и создать абсолютно новый сверхскоростной безопасный поезд. По задумке Ярмольчука поезд должен был двигаться с помощью специальных сфер, а вместо классических рельс предполагалось использовать желоба.

Новый вид транспорта должен был работать от электроэнергии, поэтому проект получил название ШЭЛТ (шароэлектролотковый). При таких условиях аппарат смог бы развивать скорость 250 — 300 км/ч. От Москвы до Ленинграда за два часа, от столицы до Иркутска за 30 часов, вместо недели. Разве не эту задачу пытались решить инженеры во всем мире? Вот только на практике получилось все не так гладко. Идея 27-летнего инженера казалось фантастической и даже дерзкой, и он отовсюду получал отказы.

Неожиданный поворот

Ярмольчук тогда и не мог предположить, что скоро все изменится: он окажется в центре общественного внимания, а его шаропоезд будут называть новым видом транспорта. Объяснение этому простое — политика. ШЭЛТ идеально подходил под новый советский лозунг индустриализации «догнать и перегнать». В 1929 году инженер соорудил напольную модель шаровагона и продемонстрировал ее в Московском институте инженеров.

Неожиданный поворот| Фото: Альтернативная История.

Модель выглядела настолько убедительно, что было решено в кратчайшие сроки реализовать проект. Для этих целей даже был создан специальный отдел, который возглавил Ярмольчук. С этого дня он трудился не один, а в группе опытных инженеров и техников. Начались опытные испытания по изучению механики движения шаропоезда. На один вагон предусматривалось по две сферы, которые для лучшего сцепления покрыли тонким слоем резины. Сферы приводились в движение компактным электродвигателем, который был установлен на нижней оси. Устойчивость состава на поворотах достигалась за счет снижения центра тяжести.

Шаропоезд| Фото: Википедия.

Об инновационной разработке стали писать в советских и в иностранных газетах. Многие сулили большое будущее шаропоезду, но находились и противники технологии. По оценкам ШЭЛТ смог бы в 5 — 6 раз ускорить пассажироперевозки, а грузоперевозки вообще — в 15 — 20 раз. Расход материалов на строительство железобетонных желобов был в полтора раза меньше, чем у классических железных путей, да и установка проходила в несколько раз быстрей.

Первый опытный образец и испытание

В апреле 1932 года первый опытный вагон был готов. Модель в пять раз меньше натуральной величины: 75 сантиметров в диаметре и 6 метров в длину. Через полтора года было разработано еще пять таких вагонов. Полноценный поезд выглядел футуристично и напоминал скорее гигантскую металлическую змею. Для испытания первого в мире электропоезда у подмосковной станции Северянин сконструировали специальный участок трассы, который состоял из двух кольцевых электрифицированных деревянных щародромов, соединенных между собой веткой.

Строительство трассы для шаропоезда| Фото: LiveJournal.

Испытания длились несколько месяцев. В них проверялась механика движения, устойчивость и безопасность в целом. В вагоне могли даже разместиться два человека, правда, только лежа. По информации Novate.ru, опытный образец ШЭЛТа мог развивать максимальную скорость в 70 км/ч. Результатом испытаний была экспертная комиссия, которая подтвердила, что новый вид транспорта полностью готов к реализации и внедрения в массы.

Испытания шаропоезда| Фото: Альтернативная История.

Казалось, что совсем скоро шаропоезд примет своих первых пассажиров. 13 августа 1933 года даже утвердили проект о строительстве опытно-эксплуатационной системы, пока еще не полноценные поезда, а модели в масштабе 1:2. Планировалось построить поезд с шарокатками в диаметре около двух метров, а скорость движения увеличить до 180 км/ч. Строительство полноценных шаропоездов с предельной скоростью движения в 300 км/ч наметили на конец 1930-х годов. Был даже составлен первый маршрут: Москва — Ногинск, длиной около 50 километров. В перспективе за год один лишь ШЭЛТ мог перевозить до 5 миллионов пассажиров. Но строительство так не началась…Что же послужило причиной?

Гибель идеи

Осознав весь масштаб проекта, советское руководство решило, что железные дороги все-таки не исчерпали всего своего потенциала. Люди, которые только вчера поддерживали идею Ярмольчука пришли к выводу, что полностью переделать имеющиеся железные дороги — непосильная задача для государства. О шаропоезде забыли также быстро, как и заговорили. Создатель идеи до последнего пытался осуществить свою мечту, но, в конечном счете, смирился и отступил.

Кто бы как не относился к разработке Ярмольчука, факт того, что он был талантливым инженером, неоспорим. Многие наработки ШЭЛТа используются в современных высокоскоростных поездах. К сожалению, сегодня о шаропоезде осталось лишь несколько черно-белых снимков и кинохроник.

Источник


Источник: История шаропоезда: как в Советском Союзе чуть было не перевернули представление о железной дороге
Опубликовал:
Теги: фото транспорт дорога история

Комментарии (8)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Дмитрий X
А что будет, если такой шаропоезд, не полном ходу, врежется в упавшее дерево?
Владимир Клопов 
А что будет, если обычный поезд на полном ходу врежется в упавшее дерево? В чем разница-то?
Роман Аллахяров
Согласен с Вами, Владимир. Простите его, просто есть люди, для которых главное - насрать.
Михаил Алексеев
Если обычный поезд врежется в упавшее дерево, то расстреляют начальника дороги. Шутка. На самом деле есть у путейцев специальная служба, что вырезает даже кусты на 10 и более метров от полотна по обе стороны.
Михаил Никишин 
Катастрофы возможны даже у черепахи :-)
Дмитрий X
Обычному то как раз, скорее всего, ничего не будет. Вероятнее дерево просто слетит с дороги. А там жолоб. Вдоль жолоба лежит ствол. Там не колеса, а шар. Вопросы есть.
сергей лузин 
И все таки Изобретатель большой молодец, дал очень много для японцев, т.к. в японии в 1963г. Уже появился скоростной поезд формой похожий на тот котрый изобрел Ярмольник
Владимир Ростов 
Где ваша грамотность, авторы статей и редакторы/корректоры ???
"...О шаропоезде забыли также быстро, как и заговорили..." - правильно ...ТАК ЖЕ, ...
"...Кто бы как не относился к разработке Ярмольчука ..." - правильно ... НИ относился...
Написать комментарий:
Напишите ответ :
Почему в Советском Союзе круглый год ездили на летней резине
Почему в Советском Союзе круглый год ездили на летней резине
9
Авто-Тема 08:33 28 фев 2024
Как обезьяна работала на железной дороге за еду и выпивку
Как обезьяна работала на железной дороге за еду и выпивку
7
Мужской журнал 07:01 08 ноя 2021
Кого и за что вешали в Советском Союзе
Кого и за что вешали в Советском Союзе
42
Мужской журнал 09:01 04 ноя 2019
В Советском Союзе выпускали вечные двигатели. В 1990-х годах их первыми решили уничтожить
В Советском Союзе выпускали вечные двигатели. В 1990-х годах их первыми решили уничтожить
0
Авто-Тема 15:59 27 янв 2022
Для чего в Советском Союзе бензин красили в разные цвета, в том числе розовый
Для чего в Советском Союзе бензин красили в разные цвета, в том числе розовый
4
Авто-Тема 16:26 14 май 2023
Почему в Советском Союзе ставили чугунные ванны вместо стальных
Почему в Советском Союзе ставили чугунные ванны вместо стальных
36
Все о работе руками 09:01 05 авг 2021
Русские – народ железной дороги
Русские – народ железной дороги
6
Ваши новости 17:01 05 окт 2021
Как советские ученые чуть не выпустили "демона" из недр Земли в Заполярье: история Кольской Сверхглубокой
Как советские ученые чуть не выпустили "демона" из недр Земли в Заполярье: история Кольской Сверхглубокой
10
Мужской журнал 08:00 30 окт 2020
Эту девушку можно назвать настоящей железной леди!
Эту девушку можно назвать настоящей железной леди!
16
Мужской журнал 07:10 14 дек 2017
А было ли качество в СССР: сравним твёрдость сегодняшних гаечных ключей и сделанных в Союзе
А было ли качество в СССР: сравним твёрдость сегодняшних гаечных ключей и сделанных в Союзе
4
Авто-Тема 09:46 16 дек 2021
Сколько стоили мотоциклы в Советском Союзе
Сколько стоили мотоциклы в Советском Союзе
11
Авто-Тема 21:23 18 фев 2019
Китайский рамный внедорожник BAIC получил дизельную версию. Сколько она стоит
Китайский рамный внедорожник BAIC получил дизельную версию. Сколько она стоит
0
Авто-Тема 16:56 Сегодня

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства