Все про автомобили для мужчин
<p align="justify"> <p>В начале ХХ века, когда ни автомобили, ни мотоциклы пока еще не оформились со своей ком

Удивительные монокары: двухколесные автомобили, которые не стоит путать с мотоциклами



В начале ХХ века, когда ни автомобили, ни мотоциклы пока еще не оформились со своей компоновкой, конструкцией и внешним видом, появилась необычная и ныне абсолютно забытая промежуточная категория двухколесных транспортных средств — монокаров. В себе они объединяли отдельные механические элементы и положительные качества обоих видов пассажирских машин, а с научной точки зрения входили в двухколесную субкультуру.

Что же это такое — монокар?

Судя по названию с частицей «моно», эти машины должны были бы иметь только одно колесо (кстати, такие тоже существовали), но в данном случае речь идет об одноколейных средствах передвижения на двух колесах, следовавших по единой колее. Преемственность к мотоциклам заключалась в использовании двухколесной компоновки и ряда механических узлов. С автомобилями их роднили специальные двухместные кузова «тандем» с двумя сиденьями, расположенными друг за другом. Собственной новинкой на монокарах стали небольшие боковые колесики, которые на стоянке опускались на землю, а в движении приподнимались вверх.

Классический двухместный монокар немецкой фирмы Mauser образца 1928 года

По сравнению с мотоциклами главными достоинствами монокаров являлись удобство, простота управления, повышенная устойчивость и безопасность. От автомобилей их отличали малая стоимость и собственная масса, повышенная маневренность, высокая экономичность и достаточная проходимость на местности.

Scripps-Booth Bi-Autogo (1912–1913 гг.)

В начале ХХ века молодой, талантливый и эксцентричный американский конструктор и дизайнер Джеймс Скриппс-Бут, сын газетного магната, прославился своими невероятными транспортными средствами. В 1912 году первым среди них стала массивная одноколейная машина Scripps-Booth Bi-Autogo с двумя задними поддерживающими колесами. Она производила неизгладимое впечатление на публику, которая никогда не видела ее в движении, а газетчики задавались вопросом: «То ли это самый длинный в мире мотоцикл, то ли двухколесный автомобиль?».

Конструктор Скриппс-Бут (справа) у своего главного творения — монокара Bi-Autogo. 1912 год

Уникальная двухколесная пятиметровая машина в мастерской Джеймса Скриппс-Бута

Главной революционной новинкой монокара являлось первое в США применение восьмицилиндрового V-образного двигателя конструкции Скриппс-Бута, над которыми тогда работали более крупные компании, в первую очередь Cadillac. Новый мотор мощностью 45 л.с. запускался сжатым воздухом и вместе с четырехступенчатой коробкой передач помещался в центральной части рамы.

Bi-Autogo с задними поддерживающими колесами

Моторный отсек с революционным для своего времени двигателем V8 рабочим объемом 6,3 литра

Второй экзотичной находкой была уникальная система водяного охлаждения, состоявшая из небольшого переднего радиатора и многочисленных медных трубок, опоясывавших моторный отсек с обеих сторон и придававших машине неземную внешность.

Характерный внешний вид машине придавали 137 метров охлаждающих трубок

Первый заезд вдали от посторонних глаз. 1913 год (из архива Cranbrook)

Огромная 1,5-тонная машина опиралась на два ошинованных деревянных колеса диаметром по 940 мм. Управление ею производилось обычным рулем путем поворота переднего колеса на подвеске мотоциклетного типа с двумя парами коротких продольных рессор. Заднее ведущее колесо с закрытым цепным приводом и барабанным тормозом подвешивалось на двух полуэллиптических.

В задней части машины видны продольные рессоры подвески ведущего колеса

Под оконечностью рамы на длинных качающихся рычагах были смонтированы две пары подъемных роликовых опор, которые обеспечивали стабильность машины на стоянке и при достижении скорости в 32 км/ч автоматически убирались под боковые крылья кузова.

Традиционные органы управления и рулевое колесо, размещенное по центральной оси машины

На этом фото хорошо виден короткий трехместный салон с кожаными сиденьями

В задней части алюминиевого кузова находился пассажирский салон с двумя сиденьями для водителя и двух пассажиров, которые для устойчивости монокара были установлены строго по продольной оси машины. Ее теоретическая максимальная скорость составляла 120 км/ч.

Экспозиция одноколейной машины Bi-Autogo в Detroit Historical Museum

Уникальный монокар Bi-Autogo в зале Owls Head Transportation Museum

Окончательно монокар был доработан в 1913 году и обошелся в 25 тысяч долларов. Его создатель планировал собрать 50 машин, но единственная необычно сложная, тяжелая и ненадежная конструкция осталась достоянием американских музеев.

Moore-Car (1917 г.)

Через несколько лет после краха идей Скриппс-Бута американская фирма W. G. Moore из Индианаполиса представила легкий одноместный монокар Moore-Car на шасси мотоциклетного типа с автомобильными узлами. На нем впервые начали оформляться классическая компоновка и внешность будущих двухколесных транспортных средств. На машине применялись мотор водяного охлаждения с автомобильным радиатором, трехступенчатая коробка передач, трубчатая рама и карданный привод заднего колеса на рессорной подвеске. Ее особенностями были своеобразный полуруль, два опорных катка на продольных рычагах с кнопочным фиксатором, задний «фигурный» бензобак и широкие боковые подножки.

Американская актриса Хильда Ванн на монокаре Moore, созданном при поддержке компании Oldsmobile

Пик интереса к монокарам относился к третьему десятилетию ХХ века, когда их разработкой и изготовлением стали заниматься как никому не известные фирмы, так и крупные оружейные и авиационные корпорации.

Atlantic (1921–1923 гг.)

Короткую «эру монокаров» открыла берлинская фирма Atlantic AG, собравшая около сотни машин с характерным для будущих конструкций открытым кузовом «тандем» с двумя боковыми дверками, лобовым стеклом, длинными подножками и опорными катками. На ней использовались в основном двухцилиндровые моторы с противоположным расположением цилиндров (схема «боксер») мощностью от полутора до шести сил.

Первый классический монокар Atlantic с 6,5-сильным мотором. 1923 год

AVRO Monocar (1923–1927 гг.)

В 1920-е годы в Великобритании разработкой оригинальной автомототехники в свободное от работы время занимался Эдвин Эллиот Вердон Роу, основатель известной авиастроительной корпорации AVRO.

Помесь легковушки с мотоциклом — Monocar у легкого самолета компании AVRO. 1923 год

Сохранившийся британский монокар AVRO образца 1926 года (фото Paul Blezard)

Из этих работ к монокарам можно было бы отнести лишь одноместную модель Monocar с цельнометаллическим корпусом, автоматически поднимавшимися опорными колесами или стойками, мотоциклетным рулем и передними силовым агрегатом, ведущим и управляемым колесом. Единичные образцы оснащались одноцилиндровыми 350-кубовыми моторами и трехступенчатой коробкой передач, а на специальную версию монтировали четырехцилиндровый двигатель в 28 сил от легковушки Crossley.

Mauser Einspurauto (1923–1927 гг.)

Крупная немецкая оружейная корпорация Waffenfabrik Mauser AG, основанная братьями Маузер в начале XIX века, по окончании Первой мировой войны оказалась не у дел, и в поисках «работы» ее руководство обратило внимание на новые перспективные средства передвижения — двухколесные автомобили. Учитывая, что тогда никто ничего подобного делать не умел, для проектирования новой техники был приглашен владелец автомагазина Густав Винклер, который в 1920 году самостоятельно построил такую машину. На следующий год монокар Einspurauto («одноколейный») показали на Берлинском салоне, и в 1923-м его начали выпускать на головном предприятии в Оберндорфе.

Демонстрационный показ машины Mauser на Берлинском автосалоне 1921 года

Серийный монокар Mauser Einspurauto раннего выпуска с 510-кубовым моторчиком

Это была классическая одноколейная машина Mauser Einspurauto 2/6PS с типовым кузовом с одной левой дверцей, двумя боковыми фарами, лобовым стеклом и подъемными опорными колесами, выпускавшаяся в течение нескольких лет с небольшими модификациями. В ее задней части размещался собственный одноцилиндровый четырехтактный мотор водяного охлаждения с передним радиатором и кикстартером. Силовые агрегаты мощностью в шесть сил имели два варианта рабочего объема — 498 и 510 кубических сантиметров. На ряде машин устанавливали также 573-кубовый мотор той же мощности, тент и боковую «запаску».

Отреставрированный монокар Mauser с лобовым стеклом и двумя фарами

Скоростной заезд машины Einspurauto с правой навеской запасного колеса

Основанием машины служила несущая рама из листовой стали с дополнительным трубчатым каркасом. От трехступенчатой коробки передач заднее жестко укрепленное на раме колесо с барабанным тормозом приводилось цепным приводом. Переднее управляемое установили на рычажной вилке мотоциклетного типа. Для управления машиной применялся характерный объемный особо точный полуруль, состоявший из верхней части круглого автомобильного руля и трех никелированных спиц, игравших роль мотоциклетных рукояток. Для подъема и опускания поддерживающих колес применяли длинный рычаг, установленный справа внутри кузова.

Вид сзади на Mauser 1928 года в новой экспозиции Technik Museum Speyer

Простейшие органы управления машиной Mauser с эффектным трехспицевым полурулем

Колесная база всех версий составляла 2,2 метра, длина — три метра, ширина — 1,2 метра. Машина весила 300 кг и разгонялась до скорости 65 км/ч.К середине 1920-х выпуск монокаров Mauser начал сокращаться и прекратился в 1927-м, когда было собрано 200 машин. К тому времени их копии уже давно собирали во Франции.

Сохранившийся с 1926 года Monotrace в экспозиции Musée Henri Malartre Automobiles (фото автора)

Monotrace (1924–1928 гг.)

Наиболее распространенный французский вариант носил марку Monotrace — «одноколейный». Конструктивно практически ничем он не отличался от немецкого прототипа, но оснащался только одним базовым 510-кубовым двигателем с налоговой мощностью 4CV (6 л.с.), штатным складным тентом и одной передней фарой-прожектором. На нем также стояли трехступенчатая коробка, заднее колесо с цепным приводом и ручная система управления опорными колесами. Масса машины возросла до 320 кг.

На газетной рекламе видны агрегаты монокара Monotrace и его основные параметры

Спортивный Monotrace на горных гонках мотоциклов и монокаров. 1928 год

В отличие от «Маузеров» обычные или специальные одноместные «Монотрасы» широко применялись в мотоциклетных гонках и дальних пробегах, развивая скорость до 85 км/ч и расходуя всего четыре литра бензина на 100 километров. В программе фирмы Monotrace имелись также шасси для установки кузовов самостоятельного изготовления и легкий развозной грузовичок. Всего было собрано 310 монокаров этой марки.

Серийный Monotrace с шестисильным мотором, складным тентом и боковой «запаской»

Монокары марки Morgan-Monotrace на своем заводике в Курбэвуа под Парижем собирала фирма Monotrace и продавала через свою торговую компанию с Елисейских Полей. Их единственной особенностью являлась особая пружинная система управления боковыми опорными колесами, запатентованная в 1922 году немецким конструктором Альфредом Морганом. В 1923–1926 годах таких машин построили порядка 150 штук.

Редкий монокар Morgan-Monotrace интернациональной конструкции. 1923 год

Отреставрированная машина Morgan-Monotrace 1926 года (фото Musée Automobile de Vendée)

Winkler Einspurauto (1926–1929 гг.)

За год до завершения выпуска «Маузеров» Густав Винклер выкупил права на их изготовление и продолжил сборку монокаров в Оберндорфе под маркой Winkler Einspurauto ЕА-2. Внешне от предшественников они отличались укороченной на 12 сантиметров колесной базой. На выбор покупателей Винклер предлагал пять вариантов горизонтальных одноцилиндровых агрегатов и двухцилиндровых схемы «боксер» воздушного охлаждения (493–573 см³), развивавших мощность от шести до десяти сил, включая 500-кубовый BMW.

Редкий немецкий монокар Winkler Einspurauto на укороченном шасси. 1929 год

Двухколесная машина Густава Винклера в Deutschen Automuseum в Ланденбурге

В 1929 году, на исходе эры монокаров, их выпуск пришлось прекратить. Фирма Винклера успела собрать несколько десятков машин.

Один из последних монокаров — британский Whitwood с 250-кубовым моторчиком. 1934 год

Whitwood (1934–1936 гг.)

Одни из последних монокаров выпускала британская компания Osborn Engineering из Портсмута. По желанию покупателей единственная модель Whitwood с откидными опорами и круглым рулем предлагалась с одно- и двухцилиндровыми моторами рабочим объемом от 150 кубиков до одного литра, задним багажным отсеком и четырьмя исполнениями кузовов. Их успели собрать шесть экземпляров.Два из четырех вариантов кузовов английских монокаров Whitwood.

В общей сложности в странах Европы двухколесных автомобилей построили 700–750 единиц. Лишь несколько из них сохранились в зарубежных музеях.

Tingle (1939–1940 гг.)

Формально эпоху монокаров завершил американский инженер Джеймс Тингл, который с 1936 года занимался созданием двухколесных машин с автоматизированной системой управления опорными колесами и получил несколько патентов. Для проведения динамических испытаний он построил макетный образец с обтекаемым кузовом и вертикальными пружинными стойками передних опорных колес с механизмом изменения высоты их установки в зависимости от скорости.

Одноместная машина Джеймса Тингла для испытания элементов ходовой части монокаров. 1939 год

После Второй мировой о монокарах уже не вспоминали, и лишь недавно стали появляться их наследники, представляющие собой обычные мотоциклы с обтекаемыми кузовами.

Источник


Источник: Удивительные монокары: двухколесные автомобили, которые не стоит путать с мотоциклами
Опубликовал:
Теги: фото скорость реклама модель автомобиль Мото

Комментарии (0)

Пока комментариев к статье нет, но вы можете стать первым.
Написать комментарий:
Напишите ответ :
Забавные Фотографии, На Которые Стоит Взглянуть Дважды
Забавные Фотографии, На Которые Стоит Взглянуть Дважды
5
Мужской журнал 10:01 22 май 2018
10 самых опасных автомобилей, от покупки которых стоило бы воздержаться
10 самых опасных автомобилей, от покупки которых стоило бы воздержаться
0
Авто-Тема 14:52 14 июн 2018
Мотоцикл "Ява" бандита Урри в фильме "Приключения Электроника"
Мотоцикл "Ява" бандита Урри в фильме "Приключения Электроника"
10
Авто-Тема 21:10 14 ноя 2018
Мотоциклы, о которых мечтали все мальчишки в СССР
Мотоциклы, о которых мечтали все мальчишки в СССР
22
Авто-Тема 10:37 06 авг 2018
«Гангрена»: самодельный мотоцикл с двигателем V8 от автомобиля Lexus
«Гангрена»: самодельный мотоцикл с двигателем V8 от автомобиля Lexus
3
Авто-Тема 11:42 15 окт 2018
Кофемашина, бутылка водки, дрон... Самые необычные версии мотоциклов «Урал»
Кофемашина, бутылка водки, дрон... Самые необычные версии мотоциклов «Урал»
13
Авто-Тема 13:56 16 ноя 2018
Бразилец улучшил свой мотоцикл и теперь чтобы проехать 500 километров, ему нужен всего 1 литр воды
Бразилец улучшил свой мотоцикл и теперь чтобы проехать 500 километров, ему нужен всего 1 литр воды
18
Авто-Тема 14:44 17 июн 2018
Сколько стоила ночь с волочковой
Сколько стоила ночь с волочковой
22
Мужской журнал 16:47 22 ноя 2017
9 вещей, которые все женщины хотят в постели 
9 вещей, которые все женщины хотят в постели 
26
Мужской журнал 10:01 02 фев 2018
Реставрация мотоцикла Ковровец
Реставрация мотоцикла Ковровец
6
Авто-Тема 12:23 06 ноя 2017
Самое удивительное и необычное в природе
Самое удивительное и необычное в природе
16
Мужской журнал 10:59 18 сен 2018
31 фото любителям природы. Просторы Алтая. Летом и зимой
31 фото любителям природы. Просторы Алтая. Летом и зимой
0
Мужской журнал 03:57 Сегодня

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства