Все про автомобили для мужчин

Три мифа и одна правда о легендарном танке Т-34

Т-34 — один из самых знаменитых танков не только в России, но и во всем мире. И, как и любой известный образец оружия, «тридцатьчетверка» обросла немалым количеством укоренившихся мифов. Сегодня мы разберем самые известные из них.

Миф 1: потрясающая надежность

Отечественное вооружение славится простотой и неприхотливостью. Способность того же автомата Калашникова дольше, чем аналоги, обходиться без чистки и простота обслуживания стали легендой. Подчас кажется, что так было всегда — но, увы, развитие каждой модели оружия — это длинный путь доделок и уточнений. А в случае с танком Т-34 это дополнялось еще и влиянием военно-политической обстановки.

Танк был отправлен в производство весной 1940 года. В воздухе пахло войной, и Т-34 требовался в больших количествах. Но вначале изготовление нового изделия должны были освоить танковые заводы. Этот процесс не улучшил качества или количества выпускаемых танков — первые Т-34 выходили весьма сырыми. Затем началась война. Стране отчаянно требовались новые танки, и ради массовости производства требования к выпускаемой продукции снизились еще сильнее. К началу 1942 года дело улучшилось, но до знаменитой надежности было еще далеко. В апреле 1942-го в США прибыли «эталонные» Т-34 — лучшие образцы для оценки американскими испытателями. Первые поломки на полигоне начались уже после 60-го километра, а на 343-м «тридцатьчетверка» вышла из строя окончательно. Воздушный фильтр, согласно отчету американцев, «мог сконструировать только саботажник» — двигатель забился пылью и требовал капитального ремонта.

Реальный ресурс двигателя Т-34 в первую половину войны редко превышал сотню моточасов. Дело стало меняться к 1943 году. Страна перестала выживать, танки уже не всегда сгорали в первых серьезных атаках. Умы военных стали занимать вопросы надежности — они планировали гнать немцев на Запад, а для преследования требовалась длительная работоспособность. К началу Курской битвы ресурс дизелей «тридцатьчетверок» был увеличен (за счет незначительного понижения мощности) до 300 моточасов. А Т-34-85, поступившие в войска в 1944 году, были уже надежны по-настоящему, что сильно пригодилось при длительном танковом пробеге по Европе на завершающем этапе войны.

Миф 2: чудо-оружие

Для 1941 года Т-34 был очень серьезным аргументом на поле боя. «Тридцатьчетверка» могла поражать танки панцерваффе на расстоянии 500–1500 метров, в то время как противник должен был подбираться на 100–200 метров или вообще вплотную. Казалось бы, имея 1300 Т-34 на 22 июня 1941 года, можно было не бояться 3500 немецких танков — мощная «тридцатьчетверка» перещелкала бы их как орешки. Но в реальности все было куда сложнее.

Ведь исключительно друг против друга танки воюют только в компьютерной игре. Реальность — это общевойсковой бой, когда к делу может быть подключено что угодно. Например, пикирующие бомбардировщики Ju—87, славящиеся точностью бомбометания. Или 88-мм зенитные орудия, поставленные на прямую наводку — позднее их поставят в башню грозного «Тигра». Или же подкалиберные или надкалиберные снаряды для 37-мм и 50-мм пушек (в том числе и танковых), резко повышающие огневую мощь этих орудий.

Возлагались серьезные надежды на рациональные углы наклона брони. Верхняя лобовая плита корпуса Т-34 располагалась под углом в 60 градусов. Благодаря этому снаряд противника не мог войти в нее под наиболее оптимальным 90-градусным углом. Это должно было повышать шанс рикошета — остроголовый бронебойный снаряд мог «соскользнуть» с танковой брони. А если и нет — из-за неудобного угла вхождения путь снаряда в броне был дольше, что увеличивало шанс на «непробитие».

Но, к сожалению, существовало решение, способное нивелировать и это преимущество. Им был бронебойный наконечник с тупым «носом». Он был мягче, чем корпус снаряда, но достаточно твердым, чтобы «закуситься» за броню одним из своих острых углов. После того, как это происходило, сам снаряд доворачивался в сторону наклона, входя, таким образом, в танковую броню под наиболее рациональным, почти 90-градусным углом. Так что в первой половине войны «тридцатьчетверки» не были чудесным инструментом, решавшим все проблемы — они были серьезным противником, но вовсе не волшебной палочкой.

Бронебойный остроголовый снаряд с тупым наконечником средней твердости «закусывается» о броню танка и «доворачивается» в сторону наклона, входя в итоге под прямым углом. Источник: М.Свирин, «Танковая мощь СССР», Яуза, 2009 год.

Миф 3: беспомощность против «Тигров»

В августе 1942 года в панцерваффе появились первые тяжелые танки «Тигр». Летом 1943-го началась Курская битва — к этому моменту «Тигры» и «Пантеры» стали массовым явлением. Не прибавляли оптимизма и старые танки Pz—III и Pz—IV — их модифицировали, серьезно усилив броню — уничтожать их становилось все сложнее. Советские танковые войска потеряли былое преимущество.Такая обстановка родила обратный миф — о почти полной бесполезности Т-34-76 против новейших образцов немецкой бронетехники.

Казалось бы, да — 76-мм орудие «тридцатьчетверки» не пробивало лоб «Тигра» даже в упор. Какие-то шансы давал заход сбоку под хорошим углом — но обычным бронебойным снарядом борт «Тигра» пробивался только с каких-то 50–100 метров. В условиях реального боя этого было явно недостаточно. Чтобы не ставить «тридцатьчетверку» в ситуацию, когда она совершенно беспомощна против тяжелых танков противника, промышленность СССР решила использовать немецкий опыт.

Весной 1943 года интенсифицировалось производство подкалиберных снарядов — того самого средства, что помогало немцам против Т-34, когда преимущество было не на их стороне. Это было дорогое решение — такие боеприпасы требовали вольфрамовых сердечников, а этот металл для СССР был крайне дефицитным. Тем не менее в преддверии Курской битвы почти весь свободный вольфрам был пущен на подкалиберные снаряды для 45-мм и 76-мм орудий.

Это позволяло поражать борта тех же «Тигров» уже с 400 метров. Охота на этого «зверя» в таких условиях по-прежнему была крайне непростым делом, но с этим уже можно было чего-то достигать. Да, это был дорогостоящий результат, но схема была вполне рабочая. Так же поступали и американцы — формировали «охотничьи команды» в 3–4 «Шермана» на один «Тигр», и старались заходить с разных сторон. Такое положение дел продолжалось до поступления в войска Т-34-85, мощное орудие которого при удачных обстоятельствах могло пробивать лоб «Тигра» почти с километра.

Не миф: танк Победы

Но пока что мы так и не озвучили самый большой плюс «тридцатьчетверки». Им было не вооружение, не толщина и рациональные наклоны брони, и не сравнительно малые габариты. Главное преимущество «тридцатьчетверки» — технологичность производства, и она не была получена сразу, а вырабатывалась на протяжении всей войны. Результат был очевиден — могучих «Тигров» сделали 1354 штуки, средних Pz—IV — чуть менее 8700 единиц. Количество же произведенных Т-34 (как с 76-мм, так и с 85-мм орудиями) до конца 1945 года достигло 55 тысяч машин.

А в большой индустриальной войне это значит если не все, то многое. Можно делать аккуратно сваренные танки, начиненные электромоторами, обеспечивающими плавность управления. Можно снабжать их отличными радиостанциями и качественной цейсовской оптикой. Они могут безукоризненно выполнить задачу, остановив, например, танковый прорыв неприятеля. Но десятком километров севернее может быть еще один танкоопасный участок, на который грозных «Тигров» и «Пантер» уже не хватит. И там танки противника пройдут без проблем, после чего отрежут могучие, но малочисленные «Тигры» от подвоза топлива и боеприпасов. И рано или поздно выиграют войну.

Текст: Тимур Шерзад

Источник


Источник: Три мифа и одна правда о легендарном танке Т-34
Опубликовал:
Теги: ремонт модель лето война танк

Комментарии (24)

Сортировка: Рейтинг | Дата
евгений косов 
в 43 после Курской битвы была создана комиссия расследующая большие потери т-34 , в состав входили инженеры -создатели , часть их отправили на завод ремонтирующий подбитые танки ,для изучения слабых мест, они сильно удивились тому что на первичной точке (помывка , уборка ) работают мужики , а дети и женщины в цеху у станков , оказалось что в танках часто попадались следы того как экипаж пытался спастись ( ногти в щелях люка , следы пальцев на закопченной броне и т.д. ) Причина потерь экипажей крылась в следущем - после революции остались в армии СОС (совет офицеров и солдат) по решению которых было запрещено тренировать солдат по посадке и высадке в машину , в результате в шоковом состоянии танкист забывал как надо открыть люк и сгорали заживо , Паульс который был в плену пояснил нашим о пользе обычных тренировок - вырабатывают мышечную память , человек находясь в шоке автоматически открывает люк и высаживается из подбитого танка , после этого все экипажи проходили норматив по посадке и высадке с машин ...
Иван Чонкин
".. после революции остались в армии СОС (совет офицеров и солдат)"
бред..после революции в КА не было офицеров и солдат.
А были командиры и красноармейцы.
Поэтому и СОС не могло быть.. Это должно быть КОК.
"...по решению которых было запрещено тренировать солдат по посадке и высадке в машину ""..давно их психушки?
Николай Сосновский
А почему некоторые "историки" продолжают сравнивать Т-34 с "Тигром"?
Алексей
Потому что "мамкины историки" не понимают, что разные классы машин создавались под разные задачи, а значит сравнивать их можно только с "одноклассниками".
евгений косов 
по тому что сравнивают умные люди ,есть небольшое правило - сравнивать с основным танком , у СССР на то время основной танк был Т-34 , у немцев Т-4 , Т-5(тигр) ,его модификации, их и сравнивают . Можно конечно сравнить с ИС-3 , но дело в том что воевали друг против друга именно эти танки на тот момент , с "одноклассниками" сравнивают на вечерах "встречи с одноклассниками "кто и кем стал
Николай Сосновский
Всегда сравнивают танки одинакового класса и "Тигр" никогда не был ОБТ.
Вячеслав
Ну да. Т-34 это пятый уровень, т-34-85 это шестой, а тигр вообще седьмой
Олег Новоселецкий
Т5 - это пантера, тигр - Т6. Т4 - никак не тигр, а основной средний танк Германии.
Павел Селезнев 
1400 Тигров "основной танк"? Не смешите мои тапки!
Александр Кузнецов 
Не было таких "мифов". Какая надёжность в сыром танке? К тому же все бронзовые втулки в нём поменяли на стальные только с целью удешевления. Но при этом была высочайшая ремонтабельность. В 1942 году у нас Т- 34 делали из котловой стали, именно они гибли под Курском. Для борьбы с Тиграми и Пантерами выпускали танки Т-34 с пушкой 57мм. Мифы о -34 несколько иные и их в основном тиражировал резун, что бы обгадить РККА!
Фарид-уд-дин Ганжишакар 
"Для борьбы с Тиграми и Пантерами выпускали танки Т-34 с пушкой 57мм" - а вот это, похоже - миф. Совсем немного Т-34-57 выпустили в начале войны, когда никаких Тигоров и Пантер не было. В 1943 году готовилось возобновление их производства, даже чуть больше полутора сотен 57мм танковых пушек выпустили, но нет ни одного документа, что Т-34-57 в 1943 году действительно выпускался.
Александр Кузнецов 
Фарид, Вы правы, просто я пытался описать все варианты развития этой машины. Тогда, в Калинине, на Т-34- 57 погибло несколько Героев СССР, опытных, с Халхин- Гола. Но то, что Т-34 с разных заводов были разные- это факт. И то, что из котловой стали по ТУ выпускали- это тоже факт.
То, чт Т- 34 с 57 мм пушкой выпускали перед Курском очень малой серией- это есть документы, но понятно, что были они в резерве Ставки.
Но я специально посмотрел историю и Вы правы, начали это делать в начале войны...
Роман Аллахяров
Замечательная статья. Люблю объективность.
Сергей Ремнёв 
Для Евгения Косова: Т-5 у немцев была Пантера, а Т-6 - Тигр.
Александр Малышев
Хорошая статья. Объективно.
александр никифоров 
Основные потери наших Т-34 были в бою под Прохоровкой тигры имели преимущество в орудии за 2км могли уничтожить ,наши за 800 метров и то в корму.После появились ИС-1 И ИС-2.
Владимир Мокробородов 
"... Им был бронебойный наконечник с тупым «носом». ..." Изобретение, кстати, русского адмирала Макарова.
Валерий Гузенко 
Но, к сожалению, существовало решение, способное нивелировать и это преимущество. Им был бронебойный наконечник с тупым «носом». Он был мягче, чем корпус снаряда, но достаточно твердым, чтобы «закуситься» за броню одним из своих острых углов. После того, как это происходило, сам снаряд доворачивался в сторону наклона, входя, таким образом, в танковую броню под наиболее рациональным, почти 90-градусным углом. ------ Если калибр снаряда превышал толщину брони , то угол наклона уже не имел значения ! А у Т-34 , толщина лба , была 45 мм ....
Александр Кузнецов 
Валерий Гузенко, "тупой нос" только уменьшал угол рикошета, но не убирал его полностью. Очень много факторов, включая прочность брони и угол встречи.
Sergey Heine 
Интересно читать по этой теме. Новизны много.почему катки были такими большими?
Валерий Мозжухин
Ребята,не знаю в вашу честь или просто по совпадению,среди всех бронебойных снарядов были бронебойные тупоголовые (с баллистическим наконечником из тонкой мягкой стали который при встрече с преградой легко сминался, и за время смятия
тупоголовый снаряд доворачивался в сторону точки соприкосновения на хороший угол, близкий к 90град, сминался, а в это время его вольфрамовый сердечник добирался до броневого листа и пробивал его, увлекая за собой расплавленный металл основного снаряда, вызывая поражение осколками брони, пожар в боевом отделении плавленным металлом и летел дальше в моторный отсек, поражая и двигатель и системы двигателя. Это,ребята, вам так - для сведения. Пока.
Александр Кузнецов 
Валерий Мозжухин, каков угол гарантированного рикошета? При котором даже войдя в броню снаряд из неё выйдет? Что, не знаете? Это не мешки ворочать...
Написать комментарий:
Напишите ответ :
Интересные факты о танке Т-34
Интересные факты о танке Т-34
12
Мужской журнал 10:01 16 май 2020
Фильм «т-34»: осторожно, суррогат!
Фильм «т-34»: осторожно, суррогат!
63
Ваши новости 13:01 10 янв 2019
Фильм «т-34» глазами наивного зрителя
Фильм «т-34» глазами наивного зрителя
22
Ваши новости 15:01 22 янв 2019
Как ведро на дуло танка Т-34 помогало выиграть бой у немецких «Пантер»?
Как ведро на дуло танка Т-34 помогало выиграть бой у немецких «Пантер»?
33
Авто-Тема 12:50 04 окт 2021
За что советские танкисты недолюбливали главный танк СССР Второй мировой войны Т-34
За что советские танкисты недолюбливали главный танк СССР Второй мировой войны Т-34
19
Авто-Тема 19:52 27 июл 2019
Настолько ли был плох Т-34, как это показывают?
Настолько ли был плох Т-34, как это показывают?
17
Авто-Тема 15:15 20 янв 2019
Вот для чего на корме Т-34 крепилось два цилиндра
Вот для чего на корме Т-34 крепилось два цилиндра
5
Авто-Тема 15:45 13 янв 2020
Т- 34 в боях под Мценском. Немецкая версия
Т- 34 в боях под Мценском. Немецкая версия
6
Авто-Тема 21:59 03 мар 2019
Как в СССР во время войны делали из Т-34 зенитку?
Как в СССР во время войны делали из Т-34 зенитку?
7
Авто-Тема 13:26 27 ноя 2021
Насколько смертоносен Т-90?
Насколько смертоносен Т-90?
14
Авто-Тема 23:52 13 янв 2019
В тени «тридцатьчетверки» – танки Александра Морозова Т-43 и Т-44
В тени «тридцатьчетверки» – танки Александра Морозова Т-43 и Т-44
5
Авто-Тема 00:29 26 фев 2019
Проект СФИНКС, или Как советские инженеры разработали «умный дом» ещё 30 лет назад
Проект СФИНКС, или Как советские инженеры разработали «умный дом» ещё 30 лет назад
0
Читайте самую соль! 13:05 Сегодня

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства