Все про автомобили для мужчин

Секреты советских КБ: неизвестные вездеходы ГАЗ, не пошедшие в серию

 

Вскоре после войны в тиши секретных специальных конструкторских бюро (СКБ) началась активная работа по новым видам будущей автотехники для Советской армии. Результатом их деятельности стал огромный парк уникальных строго засекреченных вездеходных машин и целых семейств экспериментальных армейских грузовиков и тягачей, созданных на базе обычных серийных машин классической конструкции. Самыми активными разработчиками и изготовителями образцов новой техники стали Горьковский, Уральский и Кременчугский автозаводы. Все испытания секретных автомобилей проводил 21-й научный институт Министерства обороны СССР (21 НИИИ) из подмосковного города Бронницы. Kolesa.ru начинают серию публикаций, посвященную этим уникальным машинам, и начнем мы с ГАЗ.

На Горьковском автозаводе в 1950 – 1960-е годы все работы по новой армейской технике проводило секретное ОКБ спецмашин, где вся серийная продукция проходила строгую проверку на возможность ее использования в качестве базы будущих военных вездеходов.

Первой подвижной базой новой техники послужил простой армейский автомобиль ГАЗ-69, на основе которого была разработана серия опытных колесных и гусеничных машин с принципиально новыми видами съемных движителей, часто не имевших иностранных аналогов. Наиболее простым был ГАЗ-69, поставленный на четыре колеса с широкопрофильными арочными шинами. Его вариант имел только задние арочные движители и передние лыжи.

 

 

Опытный вездеход ГАЗ-69 на арочных шинах (из архива И. Падерина)

 

 

 

ГАЗ-69 с задними арочными колесами и передними лыжами (из архива И. Падерина)

 

Самым же оригинальным стал вездеход с так называемыми фрезерными движителями — металлическими колесами с острыми лопатками, которые прорезали в снегу или ледяном насте узкие глубокие траншеи, достигая замерзшего грунта. В упрощенной версии две фрезы навешивали с обеих сторон кузова. На ГАЗ-69 монтировали также укороченные гусеничные движители с треугольным обводом резинометаллических лент.

 

 

Снегоход с фрезерными движителями и опорными лыжами (из архива С. Вечкова)

 

 

 

Вездеход ГАЗ-69 с боковыми ведущими фрезами (из архива И. Падерина)

 

 

 

Автомобиль ГАЗ-69 на четырех ведущих гусеницах (из архива С. Вечкова)

 

В НАМИ в рамках секретных работ по высокоэластичным движителям на доработанном ГАЗ-69 базировались экспериментальные полугусеничные вездеходы с пневматическими гусеницами двух типов. Они привлекали военных высокой проходимостью по песчаной и заболоченной местности, плавностью и бесшумностью хода. Наиболее совершенным считался последний образец С-3МУ с эластичными бесшарнирными гусеницами и раздельными пневматическими траками. Все эти машины так и не вышли из опытной стадии и не оправдали надежд своих создателей.

 

 

Вездеход С-3МУ с пневматическими гусеницами (из архива А. Карасева)

 

Второй по хронологии экспериментальной базой являлись многоцелевые полноприводные машины ГАЗ-62 первой серии, на агрегатах которых был создан первый и единственный советский легкий четырехосный армейский автомобиль, причем сразу в сухопутном и плавающем исполнениях.

ГАЗ-62Б/ГАЗ-62П (1956 – 1957 гг.)

Основные фотографии из архива И. Падерина

В 1955 году, в процессе поисковых работ по будущему четырехосному бронетранспортеру БТР-60П, инженер В. Н. Кузовкин под руководством ведущего конструктора А. М. Бутусова разработал проект полноприводного вездехода-болотохода ГАЗ-62Б грузоподъемностью 1,2 т с независимой подвеской и всеми односкатными ведущими колесами.

Весной следующего года он был построен в виде работоспособного макетного образца для опробования принципиально новой нетрадиционной системы привода. Машина получила 90-сильный двигатель от легкового автомобиля ГАЗ-12, раздаточ­ную коробку, герметизированную тормозную систему, переднюю облицовку и оперение от опытного капотного вездехода ГАЗ-62, а также новый удлиненный цельнометаллический кузов с задним откидным бортом, продольными скамьями и общим тентом со смотровыми окнами.

 

 

Опытный 90-сильный полноприводный автомобиль ГАЗ-62Б. 1956 год

 

 

 

Вездеход ГАЗ-62Б с четырьмя передними управляемыми колесами

 

На автомобиле использовалась оригинальная поисковая трансмиссия конструкции инженера Бориса Акимовича Дехтяра с раздаточной коробкой центрального расположения и проходными коническими главными передачами обоих средних мостов с кулачковыми дифференциалами повышенного трения, от которых крутящий момент перераспределялся на крайние оси. Все шины низкого давления снабжались системой регулирования давления воздуха. При полной массе более 4 т на шоссе вездеход развивал максимальную скорость 80 км/ч. Проведенные в августе 1956-го военные оценочные испытания завершились для него полным провалом.

 

 

Летние испытания многоцелевой машины ГАЗ-62Б на бездорожье

 

 

 

Зимние испытания 1,2-тонного грузопассажирского вездехода ГАЗ-62Б

 

В том же году на агрегатах ГАЗ-62Б горьковский судостроительный завод № 112 «Красное Сормово» разработал и собрал две пробные макетные амфибии ГАЗ-62П с отводом мощности на водомет и открытыми водоизмещающими алюминиевыми корпусами без дверей, изготовленными на авиационном предприятии № 21.

Сначала обе машины проходили цикл заводских испытаний, а в ноябре-декабре 1957 года одна из них была представлена на испытательном полигоне НИИАП в Бронницах, где проводились ее сравнительные испытания с более крупными прототипами Московского автозавода. Плавающий ГАЗ-62П оказался маломощной и переутяжеленной машиной с недостаточной проходимостью и маневренностью. Он не получил рекомендации к серийному производству, а его уникальная, но слишком сложная трансмиссия больше не применялась.

 

 

Опытная амфибия ГАЗ-62П с цельнометаллическим корпусом. 1957 год

 

 

 

Полигонные испытания вездехода ГАЗ-62П (кадр из киносъемок НИИАП)

 

Круговорот поиска новых эффективных вездеходных движителей не обошел стороной и известный армейский двухтонный грузовик ГАЗ-66. Экспериментальные секретные работы ОКБ ГАЗ начала 1960-х годов проводились в основном на базе его различных исполнений и сводились к установке их на разные виды ведущих систем.

К ним относились традиционные полугусеничные версии и машины с компактными съемными гусеничными движителями, которые надевали на автомобиль вместо задних или всех четырех ведущих колес. Такие вездеходы создавались прежде всего для передвижения по снежной целине и потому получили общую неофициальную маркировку ГАЗ-66С — «снегоход».

Наиболее совершенными тогда считались опытные образцы полностью гусеничных машин с индивидуальными движителями конструкции С. С. Неждановского с треугольным обводом четырех облегченных гусениц. Первый вариант на шасси ГАЗ-66Б с открытой кабиной снабжался тросовыми бестраковыми гусеницами с верхними ведущими звездочками и двумя натяжными барабанами.

 

 

ГАЗ-66Б с облегченными гусеничными движителями (из архива С. Вечкова)

 

Позднее на серийном грузовике ГАЗ-66 с цельнометаллической кабиной был испытан усиленный резинометаллический движитель с периферийной рамой и двумя крупными опорными колесами. На деле столь сложные и громоздкие конструкции не привели к существенному повышению проходимости автомобиля, и работы по ним в конце концов были закрыты.

 

 

Машина ГАЗ-66С с усиленными гусеничными движителями (из архива С. Вечкова)

 

 

 

Четырехгусеничный снегоход на шасси ГАЗ-66 (из архива И. Падерина)

 

Одним из немногих специальных армейских автомобилей, на котором долго лежал гриф «совершенно секретно», стало существенно доработанное и усиленное шасси ГАЗ-66-32, произведенное на Горьковском автозаводе в 1972 году. В отличие от всех прочих версий 66-го семейства на нем смонтировали 140-сильный карбюраторный двигатель V8 от боевой машины БРДМ-2. Для него бронницкий 21 НИИИ спроектировал, а опытный завод № 38 собрал особый герметизированный кузов-фургон КПП-66 повышенной стойкости к воздействию ударной волны оружия массового поражения, который предохранял экипаж от радиоактивного, химического и бактериологического заражения. Он имел две передние боковые двери и заднюю двухстворчатую с откидным трапом, его стенки были выполнены из многослойных синтетических панелей с металлическими усилителями и свинцовыми листами.

 

 

Автомобиль КПП-66 на шасси ГАЗ-66-32. 1973 год (из архива И. Падерина)

 

 

 

Штабной фургон КПП-66 на военном полигоне (из архива 21 НИИЦ)

 В таком фургоне планировалось размещение полевых штабов высшего звена и санитарно-эвакуационного оборудования. Испытания автомобиля начались в октябре 1973-го и продолжались весь следующий год, но в производство столь оригинальная и нестандартная машина не поступила.

Вторым направлением опытно-конструкторской деятельности ГАЗа стало создание образцов полноприводных армейских грузовиков ГАЗ-34 и ГАЗ-44, а также дорожной машины ГАЗ-33 двойного назначения.

ГАЗ-34 (1964 – 1968 гг.)

Фотографии из архива 21 НИИЦ

С постановкой на серийное производство двухосных грузовиков ГАЗ-66 заводские конструкторы незаметно для посторонних глаз приступили к созданию трехосного варианта ГАЗ-34. Его разрабатывали в соответствии с техническим заданием Государственного комитета автотракторного и сельскохозяйственного машиностроения, хотя это был типичный военный грузовик-тягач — облегченная бескапотная альтернатива капотному автомобилю ЗИЛ-131. Ведущим конструктором машины являлся Василий Кузовкин.

В армии ГАЗ-34 планировалось использовать как средний бортовой грузовик для доставки грузов и военнослужащих, монтажа военного оснащения и буксировки легких орудий. Макетный образец собрали в 1964 году, за ним последовали две машины с кабинами от ГАЗ-66 в предсерийном исполнении. В 1967-м появились еще три пробных грузовика с серийными кабинами.

 

 

Опытный трехтонный грузовик ГАЗ-34 первой серии 1964 – 1965 гг.

 Внешне трехтонный ГАЗ-34 с бензиновым мотором в 115 л. с. напоминал удлиненный ГАЗ-66, к которому добавили третий мост. По ряду агрегатов и узлов его унифицировали с серийным ГАЗ-66А, но с первых же образцов оборудовали системой регулирования давления в шинах. Одними из немногих собственных узлов были удлиненные рама и грузовая платформа со скамьями для 27 солдат и тентом. Ряд узлов был заимствован у тягачей ЗИЛ.

 

 

Испытания грузовика ГАЗ-34 второй серии на весеннем бездорожье

 

 

 

ГАЗ-34 с металлическим кузовом для транспортировки военнослужащих

 Все машины в течение пяти лет испытывали в разных регионах от Москвы до Ашхабада и Ухты, на полигонах и на местности. Они буксировали прицепы, минометы, 122-мм гаубицу М-30 и даже самолет Ан-25. По результатам испытаний ГАЗ-34 был рекомендован к принятию на вооружение, но с организацией серийного выпуска более мощного и надежного грузовика ЗИЛ-131 интерес военных к этой машине растаял.

 

 

Испытания автомобиля ГАЗ-34 второй серии в Туркмении (кинокадр)

 

 

 

Буксировка прицепного минного раскладчика ПМР-3

 

 

 

ГАЗ-34 с прицепным компрессором ЗИФ-55

 

 

 

Тягач ГАЗ-34 с прицепной гаубицей М-30 калибра 122 мм (кинокадр)

 

ГАЗ-44 (1972 – 1973 гг.)

Основные фотографии из архива И. Падерина

В начале 1970-х годов завод предпринял попытку выпуска тяжелых армейских грузовиков, взявшись за разработку семейства унифицированных плавающих двух-, трех- и четырехосных армейских машин грузоподъемностью от двух до пяти тонн. ГАЗ-44 проектировали в заводском КБ грузовых машин под руководством Александра Бутусова на основе технического задания 21 НИИИ, разработанного в рамках опытно-конструкторской темы «Универсал-1». Она предполагала создание универсальной гаммы армейской полноприводной техники при максимальной унификации с гражданскими машинами и колесной бронетехникой, способной одинаково легко перемещаться по суше и вплавь форсировать неширокие акватории.

 

 

Грузовик ГАЗ-44 семейства «Универсал-1» с 140-сильным дизелем. 1972 год

 

 

 

Второй вариант ГАЗ-44 с 210-сильным двигателем (из архива 21 НИИЦ)

 

 

 

Плавающий пятитонный военный автомобиль на ходовой части от БТР-70

 Единственным построенным вариантом стал четырехосный пятитонный грузовик ГАЗ-44, собранный в 1972 году в двух экземплярах на ходовой части бронетранспортера БТР-70 (ГАЗ-4905). На первом образце стоял 140-сильный бензиновый двигатель ГАЗ-41 V8 от БРДМ-2, на втором — опытный 210-сильный дизель ЯМЗ-740, созданный для грузовиков Камского автозавода. Они помещались продольно в моторном отсеке за вынесенной вперед кабиной. Машины снабжались герметизированным рамно-несущим корпусным основанием, двумя водометами и металлической платформой с задним откидным бортом.

 

 

Погрузка армейского грузовика ГАЗ-66 на плавающий автомобиль ГАЗ-44

 

 

 

Транспортировка автомобиля ГАЗ-66 в бортовом кузове амфибии ГАЗ-44

 

 

 

Выход на берег амфибии ГАЗ-44 с герметичным несущим основанием

 


Источник: Секреты советских КБ: неизвестные вездеходы ГАЗ, не пошедшие в серию
Опубликовал:
Теги: Обзоры зил скорость история автомобиль ГАЗ вездеход

Комментарии (2)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Борис Белоусов
Огромное спасибо за прекрасную информацию! Не все эти разработки были отвергнуты по техническим причинам! Очень много в то время ГАЗ проигрывал ЗИЛу в номенклатурных играх! Очень важно то, что начали звучать фамилии основных разработчиков машин. Я использую часто Ваши данные (со ссылками) в своих лекциях студентам. Историю своей техники нужно знать, а материала для студентов в этом плане очень мало! Еще раз огромное спасибо!
Вячеслав Смирнов
хоть один ЧЕЛОВЕК несет историю нашим молодым типа технарям.спасибо ВАМ Борис.
Написать комментарий:
Напишите ответ :
Вездеходы с ломающейся рамой
Вездеходы с ломающейся рамой
2
Авто-Тема 23:17 26 фев 2018
Секреты сикхов
Секреты сикхов
17
Мужской журнал 08:01 13 май 2018
Тайна раскрыта: учёные объяснили, откуда берётся природный газ
Тайна раскрыта: учёные объяснили, откуда берётся природный газ
10
Мужской журнал 05:01 21 дек 2018
Внедорожники марки ГАЗ, о существовании которых знают только водители-профессионалы
Внедорожники марки ГАЗ, о существовании которых знают только водители-профессионалы
5
Авто-Тема 20:01 31 окт 2018
Секреты зимнего вождения, чтобы автомобиль не занесло
Секреты зимнего вождения, чтобы автомобиль не занесло
5
Авто-Тема 09:25 18 дек 2023
Месть КГБ за гибель советских пленных в душманской тюрьме Бадабер
Месть КГБ за гибель советских пленных в душманской тюрьме Бадабер
21
Мужской журнал 10:00 17 ноя 2021
ГАЗ-М73 «Украинец» — двухместное купе для советских дорог
ГАЗ-М73 «Украинец» — двухместное купе для советских дорог
0
Авто-Тема 23:18 05 фев 2022
20 советских автомобилей с шикарным тюнингом
20 советских автомобилей с шикарным тюнингом
16
Авто-Тема 15:22 28 ноя 2017
Мечта советских мальчишек — мопед «Рига-7»
Мечта советских мальчишек — мопед «Рига-7»
5
Авто-Тема 07:23 16 дек 2021
4 советских машины, которые оказались круче иномарок
4 советских машины, которые оказались круче иномарок
13
Авто-Тема 07:39 04 мар 2019
Необычная отечественная спецтехника и вездеходы
Необычная отечественная спецтехника и вездеходы
5
Авто-Тема 12:05 01 авг 2018
Неизвестные лица известных машин
Неизвестные лица известных машин
1
Авто-Тема 18:39 22 ноя 2018

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства