Все про автомобили для мужчин
<p style="text-align: justify;">В последнее время периодически стали появляться посты о танках КВ, точнее - об

КВ - танк с тяжелой судьбой



В последнее время периодически стали появляться посты о танках КВ, точнее - об их удачном применении. В итоге этот танк предстает перед нами как некое неуязвимое и всесокрушающее "чудо-оружие", которое почему-то не остановило Вермахт. Этот пост - рассказ о танке КВ, истории его создания и развития.

Во второй половине 30-х годов ГБВТУ РККА окончательно стало понятно, что в СССР нет боеспособных тяжелых танков. Довести до ума "пятиглавого дракона" Т-35 не удавалось.
Основываясь на боевом опыте, были сформулированы такие требования к тяжелым танкам:
"Броневая защита новых танков РККА должна обеспечить
– для средних танков – защищать от огня 37-мм пушки на всех дистанциях стрельбы и от огня 47-ми пушки на дальности 800 м, или не менее 40-42-мм толщины.
– для тяжелых танков – защищать от огня 47-мм пушки на всех дальностях, или от огня 76-мм пушки на дальности 800-1000 м, или не менее 60-мм толщины…
При проектировании новых танков необходимо предусмотреть возможность увеличения уровня броневой защиты во время модернизации по крайней мере на одну ступень…" Назначение нового тяжелого танка - прорыв укрепленных оборонительных полос противника.
В разработку нового танка включился ряд заводов и КБ, но...
в октябре 1938 г. в КБ Кировского завода, известное как СКБ-2, прибыла группа выпускников ВАММ им. Сталина для выполнения дипломного проекта. Им выпало осуществить проект однобашенного танка прорыва массой менее 50 т., но с вооружением, аналогичным двухбашенному СМК. Общее руководство дипломным проектом осуществляли А. Ермолаев и Л. Сычев.
Толщину бортовой брони нового тяжелого танка, получившего имя КВ (Клим Ворошилов), хотели довести до 75 мм, что сделало бы его неуязвимым и для 75-мм бронебойных боеприпасов.
Вооружение должно было соответствовать таковому у СМК, но в результате было скорректировано до 76-мм и 45-мм пушек, пулемета ДК и двух ДТ. Главным конструктором танка был назначен Н. Духов.
На фото - первый прототип танка КВ с двумя пушками 45 и 76 мм

На этом фото - прототип КВ-2 со 152 мм гаубицей. Это танк прорыва, предназначенный для "качественного артиллерийского усиления танковых частей прорыва, действующих на направлении главного удара".

Машина получила хорошие отзывы, содержала массу новинок того времени - торсионную подвеску, мощную пушку Ф-34, дизель и, что самое главное, не пробивалась большинством танковых и противотанковых пушек на всех реальных дистанциях боя.
На фото - первый серийный КВ-1 (уже без 45 мм пушки)

Казалось, что танковые войска РККА получили полноценную и совершенную боевую машину, но...
В письме бывшего военпреда Кировского завода военинженера 3-го ранга Каливода, направленное в наркомат государственного контроля Л. Мехлису. было сказано:
"По материалам испытаний, проведенных в течение 10 месяцев на 5 машинах с общим километражем 5.270 км видно, что характерными дефектами, повторяющимися на каждой испытуемой машине, является:
1. Негодность воздушного фильтра мотора, фильтр необходимо делать другой.
2. Мала эффективность охлаждающей системы мотора.
3. Слаба коробка перемены передач, нужно сделать новую.
4. Ненадежны в работе бортовые фрикционы.
5. Недоработаны тормоза (подгорают, трудно регулируются).
6. Необходимо доработать ходовую часть в сторону ее усиления (катки, траки, торсионный вал).
Помимо этого, машина имеет ряд крупных дефектов, не влияющих на ее подвижность, но снижающих боевые качества машины.
1. Система Л-11, устанавливаемая на серийной машине, забракована и допущена для вооружения танков временно.
2. Боеукладки должны быть переконструированы в сторону упрощения и облегчения возможности пользоваться ими, а также в сторону увеличения боекомплекта.
3. Слаб погон под нормальную башню и тем более под большую башню. Его необходимо усилить.
4. Большая башня с системой М-10, спроектированная экстренно в период финляндского конфликта, требует больших переделок и доработки.
5. Недоработан поворотный механизм и стопора башен. Башня тяжело вращается, заедает, мотор не тянет, стопора не держат.
Помимо вышеуказанных, машина имеет очень много мелких дефектов, недоработок,
Исходя из вышеизложенного считаю, что машина К В недоработана и требует срочных и серьезных переделок. ...
Считаю, что в настоящий момент назвать машину боеспособной нельзя из-за вышеуказанных дефектов. Отправлять ее в армию можно только как учебную, а не боевую".
На фото - КВ-1 первых выпусков

Несмотря на громы и молнии сверху и все усилия конструкторов, к лету 1941 года недостатки устранены не были. В итоге очень много КВ было потеряно по небоевым причинам. Добавьте к этому мизерную подготовку экипажей (механики-водители имели от 3 до 5 часов вождения), наставления по танку видели только командиры батальонов и т.д и дело станет совсем кислым.
А Вермахт в это время пребывал в зените своих сил и возможностей.
На рисунке - один из вариантов камуфляжа КВ

Губило КВ и то, что они работали "не по своей специальности" - вместо прорыва обороны КВ использовались в качестве средства обороны. Впрочем, в умелых руках танк КВ действительно был грозной и эффективной машиной
Доказательства тому - бой у Рассеняя и т.д
На противника же первое знакомство с "русскими сверхтяжелыми танками" произвело тяжелое впечатление.
На фото - КВ-1 Ленфронта в 1941 году

На фото - КВ-1 в 1942 году

Ну а немцы? Уже осенью 1941 года вермахт наловчился бороться и с этим противником. Наиболее эффективными средствами борьбы с КВ стали знаменитые "ахт-комма-ахт" - 88 мм зенитки, полевые 150 мм орудия и 105 мм гаубицы. На вермахт же работала и ситуация на фронтах - без снабжения танк всего лишь груда железа.
НА фото - немецкая схема уязвимых мест КВ-2

На фото - перевод немецкой инструкции от 22.07.1941.

Еще одной проблемой КВ стали невысокая подвижность и большой вес, который выдерживали не всякие мосты.

Но самое главное - уже зимой 1941-1942 годов немцы усилили вооружение своих танков, установив длинноствольные 50 мм и 75 мм пушки, чуть позже в войска стала поступать длинноствольная РаК-40, калибром 75 мм. А в конце 1942 года панцерваффе получили Pz-VI "Тигр", с пушкой, способной эффективно поражать любые советские танки на расстоянии 1,5 - 2 км. КВ же мог поразить "Тигра" примерно с 500 м.
Все эти меры лишили КВ его главного козыря - неуязвимости. Так неплохой танк оказался "не у дел" и его выпуск быстро сошел на нет.


Нужно было предпринимать срочные меры, но это уже другая история.

Стремление иметь совершенный танк, а так же донесения разведки о появлении у противника танков с пушками калибром свыше 100 мм привело к тому, что в 1940 - 1941 годах активно разрабатывались более тяжелые и мощные танки, чем КВ. Однако война внесла свои коррективы и работы по проектированию мегамонстров (а самый "легкий" из этих танков тянул этак на 60 тон) были свернуты.
На фото - макет танка КВ-3

На фото - КВ-220 со 106,7 мм пушкой.

Вот эта машина заслуживает отдельного внимания. Это - штурмовой танк прорыва КВ-7 (один из прототипов). Вооружение состояло аж из трех пушек - 2х45 мм и 1 - 76 мм. После испытаний стрельбой, "тезоименец" К.Е.Ворошилов заметил, что до этого он считал артиллерию точной наукой.

Тот же танк, но со спаркой 76 мм пушек.

На фото - прототип танка КВ-9 с гаубицей-пушкой. В серию не пошел

Шутки шутками, но попытки улучшить боевые характеристики КВ начались уже в мае-июне 1941 года - было начато добронирование танков КВ, Т-34 и Т-28.
Необходимость такого шага в отношении танков КВ у большинства авторов вызывает в лучшем случае недоумение, поскольку его бронезащита в 41 году была избыточной, а дополнительная броня ухудшила и без того невысокие динамические характеристики танка.
На фото - танк КВ-1Э (экранированный)

Предпринимались попытки поднять огневую мощь танков КВ и при помощи установки на танк ракет. Несмотря на многообещающие результаты стрельб дальше прототипа система не пошла
На фото - КВ-1 с КРАСТ (короткая артиллерийская система танковая).

В мае-июле 1942 года были предприняты шаги по увеличению подвижности танков КВ.
По сравнению с танком КВ-1, на новом танке до 60 мм была снижена толщина бортовой брони корпуса (лишь лоб подбашенной коробки сохранил толщину 75 мм), широко введено броневое литье, установлена уменьшенная башня новой конструкции с командирской башенкой кругового обзора. Помимо новой КПП и бортредукторов, на танк был установлен новый главный фрикцион, новая система охлаждения, применены облегченные опорные катки, ленивец и облегченные гусеничные цепи. Этот танк получил индекс КВ-1С ("скоростной"). С 28 июля по 26 августа два танка КВ-1С прошли государственные испытания, еще до окончания которых – 20 августа – новый танк был принят на вооружение Красной Армии. Он в самом деле оправдывал свое название, ибо его масса снизилась до 42,3 тонны, а максимальная скорость возросла до 43 км/ч по шоссе.
Однако это было достигнуто за счет снижения броневой защиты танка, и если летом-осенью такое решение еще могло быть оправданным, то к лету 1942 г. ситуация изменилась. Теперь в вермахт начали поступать новые 75-мм противотанковые пушки Рак 40, танки Pz.III и Pz.IV стали вооружаться длинноствольными 50- и 75-мм орудиями. Повсеместно вводились кумулятивные и подкалиберные боеприпасы.
Серийный выпуск КВ-1С начался уже в августе, еще до его официального принятия на вооружение.
На фото - один из немногих доживших до нашего времени КВ-1С

Однако выпуск танков КВ-1С продолжался недолго, поскольку по своим характеристикам тяжелый танк приблизился к среднему (и более дешевому) Т-34. Такое положение было недопустимым - требовалось срочно усилить вооружение и защиту танка, сохранив при этом его подвижность.
На рисунке - КВ-1С вид сбоку.

Массовое появление на фронте "Тигров" и "Пантер", а так же существенное усиление брони Pz-IV привело к необходимости в установке на танк более мощной, чем 76,2 мм артсистемы. В частности была установлена 85 мм пушка. (Если быть до конца точным, то на корпус КВ-1С была установлена башня от танка ИС с 85 мм пушкой, поскольку на самом ИСе никак не удавалось отладить ходовую)
На фото - КВ-85

Однако даже это не спасало КВ, поскольку такую же пушку ставили и на Т-34-85. была предпринята попытка установить на танк 122 мм гаубицу. Эксперимент прошел удачно, но... На подходе уже был ИС с лучшими параметрами защиты и подвижности и КВ в серию не пошел.
На фото - КВ со 122 мм гаубицей, лето 1944 года

Собственно танку КВ перешел дорогу... он сам. Точнее КВ-13 - машина разработанная под сильным влиянием идеи создать танк с габаритами и подвижностью среднего, но броней тяжелого. Так, после смены индекса с КВ-13 на ИС в 1942 году было положено начало одного из сильнейших танков Второй Мировой Войны.
На фото - КВ-13 с гусеницами КВ-1 (были варианты с гусеницами Т-34)

Рассказ о танках семейства КВ был бы неполон без упоминания об огнеметных танках. Эти танки отличались от базовой модели КВ-1 или КВ-1С вооружением - на них устанавливались 45 мм пушка и огнемет АТО-41. Необходимо отметить, тот факт, что для того, что бы немцы не смущались раньше времени "сорокопятку" маскировали массивным кожухом.
Само же применение огнеметных танков произволо на немецкую пехоту всегда... неизгладимое впечатление. По словам переживших общение с КВ немецких солдат," горело все"
На фото - огнеметный КВ-8

Итак, подводя итоги моего рассказа, я должен сказать следующее:
- КВ не был "вундерваффе", способным одним щелчком раздавить Вермахт;
- этот танк имел свои плюсы и минусы, которые не всегда уравновешивали друг друга - например, хорошая бронезащита съедалась низкой подвижностью.
Своими постами я хотел показать, что этот танк прошел долгий и непростой путь, в конечном итоге став "отцом" сильнейших танков ВМВ.

Источник


Источник: КВ - танк с тяжелой судьбой
Опубликовал:
Теги: фото Факты дорога скорость история танк

Комментарии (1)

Антон Стратула 
Спасибо автору! достойный труд и замечательны фото!
Написать комментарий:
Напишите ответ :
Танки ИС-2 и Tiger. Война на бумаге и в реальности
Танки ИС-2 и Tiger. Война на бумаге и в реальности
1
Мужской журнал 06:40 30 май 2018
Вдруг наш танк как-то вздрогнул
Вдруг наш танк как-то вздрогнул
1
Авто-Тема 23:58 21 фев 2018
Привязанное к танку бревно - символ удачи или необходимость?
Привязанное к танку бревно - символ удачи или необходимость?
7
Авто-Тема 23:37 14 фев 2018
Судьба плохиша
Судьба плохиша
1
Мужской журнал 23:23 16 ноя 2017
Танки, ставшие дотами: подвиг танкистов капитана Белогуба
Танки, ставшие дотами: подвиг танкистов капитана Белогуба
3
Мужской журнал 09:01 05 сен 2018
Как немецкий дедушка хранил танк "Пантера" у себя в подвале.
Как немецкий дедушка хранил танк "Пантера" у себя в подвале.
5
Ваши новости 00:02 03 окт 2017
Тяжела жизнь начинающего танкиста
Тяжела жизнь начинающего танкиста
4
Авто-Тема 23:31 07 дек 2017
5 необычных экспериментальных танков СССР
5 необычных экспериментальных танков СССР
1
Авто-Тема 10:59 10 май 2018
Самые странные танки мира
Самые странные танки мира
0
Авто-Тема 12:58 11 янв 2018
Тяжелая судьба донбасса: что ждет жителей днр, если туда вернется флаг украины
Тяжелая судьба донбасса: что ждет жителей днр, если туда вернется флаг украины
6
Ваши новости 21:01 17 июл 2018
Американец купил танк за 600 тысяч долларов и взбесил соседей
Американец купил танк за 600 тысяч долларов и взбесил соседей
1
Авто-Тема 08:35 03 окт 2017
АЛЕКСАНДР РОДЖЕРС: СЕРИАЛ «КУПЧИНО» — НАМ ВТИРАЮТ КАКУЮ-ТО ДИЧЬ…
АЛЕКСАНДР РОДЖЕРС: СЕРИАЛ «КУПЧИНО» — НАМ ВТИРАЮТ КАКУЮ-ТО ДИЧЬ…
0
Ваши новости 08:02 Сегодня

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства